Святая евлампия молитва

Мучеников Евлампия и Евлампии

Святая евлампия молитва

Седмица 20-я по Пятидесятнице. Глас вторый.
Поста нет.

23 октября православная церковь отмечает:

  • Мучеников Евлампия и Евлампии (303-311).
  • Преподобного Амвросия Оптинского (1891).
  • Святителя Иннокентия, епископа Пензенского (1819).
  • Мученика Феотекна (ок. 284-305).
  • Преподобного Вассиана, чудотворца (V).
  • Прп. Феофила исп (ок. 717-741).
  • Свт. Амфилохия, еп. Владимиро-Волынского (1122).
  • Блж. Андрея, Христа ради юродивого, Тотемского (1673).
  • Собор Волынских святых.

Мученики Евлампий и Евлампия

Святые мученики Евлампий и Евлампия, родные брат и сестра, жили в начале IV века в городе Никомидии. Прочитав указ императора Максимиана (284-305) об осуждении каждого христианина на смертную казнь, Евлампий возмутился, что император вместо борьбы с врагами отечества вооружается против своих подданных. Юношу повели на суд и потребовали отречения от христианской веры.

За отказ Евлампия вначале истязали железными орудиями, а затем положили на раскаленный железный одр. Внезапно старадалец изъявил желание посетить языческий храм. Судьи обрадовались, полагая, что сломили дух юного христианина.

В капище Марса святой воскликнул: «Именем Господа Иисуса Христа повелеваю тебе, идол немой и бездушный, пади на землю и обратись в прах!». Идол с грохотом рухнул на землю.

Народ возгласил: «Един Бог христианский, великий и сильный!» Святой снова был взят на мучения.

В это время сестра страдальца Евлампия явилась пред судьями и объявила, что она тоже христианка. Евлампий ободрял сестру: «Не убойся, сестра, убивающих тело души же не могущих убить» (Мф. 10, 28). После пыток мучеников бросили в раскаленную печь, но Господь и от огня сохранил их. Наконец, брата обезглавили, а сестра скончалась от мук.

Мученик Феотекн

Мученик Феотекн служил воином при нечестивом царе Максимиане. Однажды, приехав в Антиохию, царь устроил празднество в честь идолов и приказал сначала воинам, а затем и народу приносить им жертвы. Св.

Феотекн, будучи христианином, отказался от этого. «А я хотел было сделать тебя главным жрецом богов», — сказал ему царь. — «Я верую во Христа, — отвечал Феотекн царю, — и хочу принести себя в жертву Ему».

Тогда Максимиан для посрамления приказал снять с него одежду воина и, надев на него женскую одежду, заставил прясть вместе с женщинами. Через три недели царь призвал к себе мученика и снова требовал отречения от Христа, угрожая смертью. Феотекн не ответил ни слова. Максимиан приказал замучить святого, и ему сначала отрезали язык, а затем, с камнем на шее, бросили его в реку.

Преподобный Феофил

Преподобный Феофил называется исповедником” Исповедниками именуются такие из святых, которые подвергались мучению за веру Христову, но не были замучены до смерти и продолжали жить после мучений. Жил преподобный Феофил в VIII в., при гонителе на святые иконы, императоре Льве Исавре. Родился он от благочестивых родителей. В 13 лет ушел от родителей в монастырь.

Позвал его туда ангел, явившийся в виде игумена монастыря. В 16 лет уже был пострижен, так как оказался очень способным к иноким подвигам.

Родители, узнав о пребывании сына в монастыре, пришли туда и просили игумена отпустить его с собой, обещая построить для него монастырь в своих окрестностях. Тогда игумен начал молиться, и в церкви был слышен голос, повелевавший отпустить.

Много лет прожил св. Феофил в своей обители, пока император Лев Исавр не воздвиг гонения на иконы.

Св. Феофил восстал на защиту икон. Тогда царь приказал бить его и водить по городу с ругательствами и насмешками, и даже сам много бил его по лицу. Один князь сжалился над святым и добился, что его обратно отпустили в монастырь. Святой жалел, что не умер от мучений и утешался тем, что всетаки удостоился несколько пострадать за Христа. Скоро после того и скончался.

Иконы Божией Матери Зографской-Акафистной

Св. праведный Авраам, праотец еврейского народа, и племянник его Лот жили за 2000 лет до Рождества Христова.

Образ патриарха Авраама служит прототипом наивысшего благочестия и праведности, как в Ветхом, так и в Новом Завете. По мнению Иоанна Златоуста, Авраам был хранителем и учителем веры и нравственности своего народа среди окружающих его язычников.

После смешения языков при строении Вавилонской башни люди разделились на многие народы и, забыв истинного Бога, начали поклоняться идолам, так что благочестивым оставался только Авраам. Тогда Бог избрал его для сохранения истинной веры на земле.

Для этого он повелел Аврааму переселиться со своей родины в другую землю, обещая произвести там от него великий народ и Самого Спасителя.

Акафистная икона Богородицы находится в Зографском монастыре на Афоне. Она прославилась, когда в тяжелые времена Восточной империи папа Римский хотел подчинить своей власти Православную Церковь.

Однажды некий подвижник, читая акафист перед этой иконой, услышал голос: «Иди к настоятелю и объяви ему с братией, что враги близко.

Кто слаб в духе, пусть на время скроется; а желающие мученических венцов пусть остаются».

Так все и было сделано. Оставшиеся иноки заперлись в башне. Латиняне явились и сначала силой красноречия убеждали иноков признать папу главой всей Церкви; но когда те отказались, их сожгли. Иноки скончались с молитвой за врагов. Это было в 1276 г. Икона же найдена в пепле невредимой.

Источник: http://www.fatelines.net/articles/holidays/1470-muchenikov-evlampija-i-evlampii

Святым мученикам Евлампию и Евлампии

Святая евлампия молитва

Му́ченицы Твои́, Го́споди, во страда́ниих свои́х венцы́ прия́ша нетле́нныя от Тебе́, Бо́га на́шего: иму́ще бо кре́пость Твою́, мучи́телей низложи́ша, сокруши́ша и де́монов немощны́я де́рзости. Те́х моли́твами спаси́ ду́ши на́ша.

Пе́снь 1

Ирмос: Мо́ря чермну́ю пучи́ну невла́жными стопа́ми дре́вний пешеше́ствовав Изра́иль, крестообра́зными Моисе́овыма рука́ма Амали́кову си́лу в пусты́ни победи́л е́сть.

Любо́вию Христо́вою распаля́емь, му́чениче Евла́мпие, мирско́е отве́ргл еси́ омраче́ние; небе́сному же, прему́дре, прибли́жился еси́ те́пле Све́ту невеще́ственному, всеблаже́нне.

Раче́ние е́же к Бо́гу твое́, прему́дре му́чениче Евла́мпие, муче́ний преврати́ стремле́ние, воздержа́нием же и стоя́нием де́монская попали́ ополче́ния и́стинно, многохва́льне.

Укрепи́в богоглаго́ливым твои́м язы́ком во́инство му́ченическое, приве́л еси́ ко Христу́ совокупле́ние боже́ственное, многобога́тное уловле́ние и прие́мля с ни́ми венцы́ нетле́нныя, пребога́те.

Богородичен: С высоты́ во чре́во Твое́, Пречи́стая, прише́д Бо́г, пло́ть бы́в, произы́де я́вственно, па́дшия возвыша́я к Себе́, сынополага́я благода́тию земны́я, Всепе́тая Де́во Чи́стая.

Пе́снь 3

Ирмос: Весели́тся о Тебе́ Це́рковь Твоя́, Христе́, зову́щи: Ты́ моя́ кре́пость, Го́споди, и прибе́жище, и утвержде́ние.

Возвы́сити вра́г пре́лести лука́вное писа́ние душетле́нно хотя́ще, но того́ в про́пасть низве́ргл еси́. [Дважды.]

Любо́вию бра́тнею распала́ема, ко Христо́ве добро́те, отрокови́це, притекла́ еси́ я́ве, му́ченице Евлампи́е приснослову́щая.

Богородичен: Безсе́менно Бо́жие Сло́во, Отрокови́це, во чре́ве Твое́м прие́мши неслия́нно, па́че ума́, Пречи́стая, на́м родила́ еси́.

Седа́лен, гла́с 8

Муче́ний о́блаки те́мныя, страда́льцы, преше́дше терпели́вно, я́ко со́лнце, благода́тию Спа́совою возсия́сте; бра́тскою же любо́вию Боже́ственне связа́еми, подо́бными боле́зньми све́тло украси́стеся. Те́м по кончи́не безконе́чную благода́ть от высоты́ прия́сте исцеля́ти неду́ги, Госпо́дни уго́дницы; моли́те Христа́ Бо́га грехо́в оставле́ние пода́ти чту́щим любо́вию святу́ю па́мять ва́шу.

Сла́ва, и ны́не, Богородичен:

В напа́сти многоплете́нныя впа́д от вра́г ви́димых и неви́димых, бу́рею одержи́мь безчи́сленных согреше́ний мои́х, и я́ко к те́плому заступле́нию и покро́ву моему́, Чи́стая, ко приста́нищу притека́ю Твоея́ бла́гости.

Те́мже, Пречи́стая, из Тебе́ Воплоще́нному безсе́менно моли́ся приле́жно о все́х рабе́х Твои́х, непреста́нно моля́щихтися, Богоро́дице Пречи́стая, моля́щи Его́ при́сно согреше́ний оставле́ние дарова́ти, воспева́ющим досто́йно сла́ву Твою́.

КрестоБогородичен:

Агнца, и Па́стыря, и Изба́вителя Агница зря́щи на Кресте́, восклица́ше, пла́чущи, и, го́рько рыда́ющи, вопия́ше: ми́р у́бо ра́дуется, прие́мля Тобо́ю избавле́ние, утро́ба же Моя́ гори́т, зря́щи Твое́ распя́тие, е́же терпи́ши за милосе́рдие ми́лости. Долготерпели́ве Го́споди, ми́лости бе́здно и исто́чниче неисчерпа́емый, умилосе́рдися и да́руй согреше́ний оставле́ние ве́рою пою́щим Боже́ственныя Стра́сти Твоя́.

Пе́снь 4

Ирмос: Вознесе́на Тя́ ви́девши Це́рковь на Кресте́, Со́лнце Пра́ведное, ста́ в чи́не свое́м, досто́йно взыва́ющи: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.

Любве́ ра́ди Зижди́теля, о страстоте́рпцы, всю́ мирску́ю ле́сть и́стинно презре́вше, Еди́наго возжеле́сте Христа́, взыва́юще: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.

Наступи́вше на пе́щный пла́мень и попра́вше сего́, му́ченицы, росо́ю с небе́с боже́ственно обогати́стеся, Христу́ взыва́юще: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.

Просве́щшеся Тро́ичным сия́нием, му́чеников до́бляя верста́ и́дольское разруши́ омраче́ние, Христу́ взыва́юще: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.

Богородичен: Носи́мое сме́ртное стремле́ние, Де́во, Ты́, Христа́ ро́ждши нетле́нно, Мари́е, уста́вила еси́, сочета́вши безпло́тным чино́м ро́ды земны́х, Пренепоро́чная.

Пе́снь 5

Ирмос: Ты́, Го́споди, мо́й Све́т, в ми́р прише́л еси́, Све́т Святы́й, обраща́яй из мра́чна неве́дения ве́рою воспева́ющия Тя́.

Не преврати́ша ва́с приложе́ния муче́ний, тве́рдии, на ка́мени бо Спа́сове душе́вныя ва́ша но́ги я́ве утверди́сте. [Дважды.]

Побе́ждше кре́пко ле́сти первонача́льнаго, упраздни́сте и́дольския кро́вныя же́ртвы крове́й ва́ших лия́нием, сла́внии.

Богородичен: Отъя́ла еси́ кля́тву, я́ко Ра́дость ро́ждши, обожи́вшую земны́я, Бо́га Твои́ми рука́ми носи́вши, Ма́ти Богоневе́сто.

Пе́снь 6

Ирмос: Пожру́ Ти со гла́сом хвале́ния, Го́споди, Це́рковь вопие́т Ти́, от бесо́вския кро́ве очи́щшися, ра́ди ми́лости от ре́бр Твои́х исте́кшею кро́вию.

Целе́ние душетле́нных страсте́й яви́шася ва́ша кро́ви все́м, страстоте́рпцы, ве́рою притека́ющим к боже́ственней и всесве́тлей ра́це, преблаже́ннии.[Дважды.]

Зако́нно за Христа́ пострада́вше, сла́внии, обогати́стеся венце́м нетле́нным и́стинно, преблаже́ннии, и Ца́рство небе́сное, и Боже́ственное наслажде́ние прия́сте.

Богородичен: Обре́т Тя́ посреде́ те́рния, Пренепоро́чная, я́ко пречи́стый кри́н и юдо́льный цве́т, о Богома́ти, Жени́х во чре́ве Твое́м пло́ть бы́сть.

Конда́к, гла́с 3

До́блия му́ченики и бра́тию по пло́ти, му́драго Евла́мпия и Евлампи́ю, почти́м: ти́и бо пребеззако́нных козноде́йства посрами́ша сило́ю Распе́ншагося: сего́ ра́ди яви́шася му́чеников сла́ва, ку́пно и похвала́.

Икос:

Дво́ицу, ве́рнии, страстоте́рпцев дне́сь в пе́снех свяще́нных и пе́ниих похва́лим, я́ко ле́сть и́дольскую низложи́ша, многобо́жия о́гнь испепели́ша и де́моны посрами́ша; мучи́телей же я́рости не устраши́шася, меча́ у́бо и огня́ не убоя́шася, ниже́ звере́й стремле́ния, до́блественно подвиза́вшеся до́бре, Евла́мпий сла́вный с честно́ю Евлампи́ею и со страда́льцы, я́вльшеся му́чеников сла́ва, ку́пно и похвала́.

Пе́снь 7

Ирмос: В пещи́ авраа́мстии о́троцы перси́дстей, любо́вию благоче́стия па́че, не́жели пла́менем, опаля́еми, взыва́ху: благослове́н еси́ в хра́ме сла́вы Твоея́, Го́споди.

Ра́зумом Боже́ственным обогаще́н, му́чениче приснопа́мятне, все́ томле́ние укори́л еси́ и́стинно злочести́вых, Евла́мпие, поя́: благослове́н еси́ в хра́ме сла́вы Твоея́, Го́споди. [Дважды.]

Яко поте́кше к любви́ и́стинно Созда́вшаго, боже́ственно сочета́стеся, о страда́льцы, я́коже пло́тию и ду́хом, пою́ще: благослове́н еси́ в хра́ме сла́вы Твоея́, Го́споди.

Богородичен: Странноле́пно Ты́ Отчее, Де́во, зачала́ еси́ Сло́во во чре́ве Твое́м, Пречи́стая, и пло́тию родила́ еси́ зову́щим: благослове́на Ты́ в жена́х еси́, Всенепоро́чная Влады́чице.

Пе́снь 8

Ирмос: Ру́це распросте́р, Дании́л, льво́в зия́ния в ро́ве затче́; о́гненную же си́лу угаси́ша, доброде́телию препоя́савшеся, благоче́стия рачи́тели, о́троцы, взыва́юще: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Ва́с, страда́льцы сла́внии, не возмого́ша разлучи́ти от любве́ Христо́вы му́к умноже́ния: ни о́гнь, ни ра́ны, прему́дрии, ни коно́бная вре́ния, ни острота́ меча́, но победи́сте, вопию́ще: благослови́те вся́ дела́ Госпо́дня Го́спода. [Дважды.]

Ны́не вме́сто боле́зней благовре́менно вы́ Ца́рством Бо́жиим обогати́стеся, сла́внии страда́льцы, приснослову́щий Евла́мпие с Евлампи́ею, честно́ю де́вою му́ченицею, вопию́ще: благослови́те вся́ дела́ Госпо́дня Го́спода.

Богородичен: Яко Еди́на ро́ждши Бо́га, Ма́ти Безневе́стная, безсе́менным рождество́м, Чи́стая, Сего́ ми́лостива сотвори́, Влады́чице, сохрани́тися ста́ду Твоему́ от искуше́ния враго́в, вопию́щу Христу́: благослови́те вся́ дела́ Госпо́дня Го́спода.

Пе́снь 9

Ирмос: Ка́мень нерукосе́чный от несеко́мыя горы́, Тебе́, Де́во, краеуго́льный отсече́ся — Христо́с, совокупи́вый разстоя́щаяся естества́. Те́м, веселя́щеся, Тя́, Богоро́дице, велича́ем.

Тече́нием крове́й пре́лесть и́дольскую, страстоте́рпцы му́ченицы, разруши́сте, муче́ния ва́шего восприе́мше мзду́, небе́сное жили́ще и пребыва́ющий поко́й.

Се́ вме́сто тмы́, ю́з же, и огня́, и ра́н, страстоте́рпцы, Све́т присносия́нный ва́м, простра́нство и восхлажде́ние ра́достное, поле́зныя благода́ти удо́бно подаде́ся, му́ченицы сла́внии пребога́тии.

Тече́ние соверши́вше боже́ственное ва́шего честна́го страда́ния, в све́тлостех Бо́жиих водворя́етеся, иде́же ли́цы Ангельских чино́в, и мно́жества пра́ведных, и му́ченик собо́ри, о приснопа́мятнии.

Богородичен: Проро́ческая ны́не прорече́ния коне́ц прия́ша, Де́во, Отрокови́це, плотоно́снаго Бо́га на́м ро́ждши Ты́, Всечи́стая. Те́м, е́же ра́дуйся, Влады́чице, со Ангелом зове́м Ти́.

Свети́лен

В ле́поту самобра́тное страстоте́рпцев сдохнове́ние, Евла́мпий богому́дрый и честна́я Евлампи́я, зва́нием обога́щшеся от Боже́ственнаго предзна́ния: тва́рь бо просвеща́ют му́ченическими заря́ми и исцеле́ний сия́ньми.

Богородичен: Из Тебе́ Пресу́щественный Бо́г, Чи́стая, в смеше́ние челове́ческаго существа́ мно́гим милосе́рдием оде́яся, не смеси́в уве́дения обои́х, Отрокови́це, есте́ств, но Еди́н Сы́н бы́в по обоему́, и по Рождестве́.

Источник: https://xn----7sbahbba0chrecjllhdbcuymu3s.xn--p1ai/kanon/minea_oktabr/kan_23octabr_evlampii.html

Евлампий и евлампия

Святая евлампия молитва

Мученичество святых Евлампия и Евлампии. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 103)
Мученичество святых Евлампия и Евлампии. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 103) [греч. Εὐλάμπιος κα Εὐλαμπία] († между 303 и 311), мученики (пам. 10 окт.

), пострадали в Никомидии при имп. Максимиане (по мнению Р. Жанена, в правление имп. Галерия). Христиане, скрывавшиеся в горах и пустынных местах от преследований, послали юношу Ев. в город за хлебом. Он был схвачен и приведен к судье Максиму (по др. источникам, к императору). Ев.

обличил языческие заблуждения, за что был подвергнут пыткам. Когда после долгих мучений святого положили на раскаленное железное ложе, он не пострадал, и все нанесенные ему раны зажили. Чтобы явить могущество истинного Бога, Ев. объявил о желании принести жертву в языческом храме.

В сопровождении народа он отправился в храм Ареса, и по его молитве идол упал на землю и разбился. Увидев это, многие уверовали во Христа.

Е., родная сестра святого, узнав о страданиях брата за Христа, пришла на место пыток и присоединилась к нему. Ее подвергли избиению, а Ев. выкололи глаза; обоих мучеников бросили в котел с кипящей водой, который чудесным образом остыл (после этого чуда 200 чел.

уверовали во Христа), а затем в раскаленную печь, но они остались невредимыми. Видя их стойкость, судья приказал обезглавить мучеников. Е. скончалась прежде, чем палачи приступили к казни. В их честь была построена церковь в К-поле, в квартале Адда (Mateos. Typicon. T. 1. P.

64; SynCP. Col. 127).

Сохранилось 2 пространных Жития Ев. и Е.: анонимное (болландисты относят его к числу легендарных) и прп. Симеона Метафраста.

Ист.: BHG, N 616-617; ActaSS. Oct. T. 5. P. 67-79; PG. 115. Col. 1053-1066; PG. 117. Col. 100-101 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 125-127; ЖСв. Окт. С. 230-235. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С.

314; Т. 3. C. 419-420; Εὐλάμπιος // ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1050-1051; Janin R. Eulampius, Eulampia // DHGE. Т. 15. Col. 1386; Celinski H. Eulampio ed Eulampia // BiblSS. Vol. 5. P. 213; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ.

147.

Гимнография

Мученики Евлампий и Евлампия. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклинхаузен)
Мученики Евлампий и Евлампия. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклинхаузен) Память Ев. и Е. отмечена в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 64) под 10 окт. без богослужебного последования.

В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем древнейшую сохранившуюся редакцию Студийского устава, память Ев. и Е. отсутствует, но в рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. № 160, XII в.; см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 18) содержатся канон, цикл стихир и седален Ев. и Е. Евергетидский Типикон 2-й пол. XI в.

(Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 292-293), представляющий малоазийскую редакцию Студийского устава, предписывает совершать 10 окт. службу с «Аллилуия», петь канон, составленный гимнографом Иосифом, плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа, цикл стихир-подобнов и седален, посвященные Ев. и Е. Мессинский Типикон 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 38), представляющий афоно-итал.

редакцию Студийского устава, упоминает под 10 окт. Ев. и Е. и предписывает совершать в этот день вседневное последование. Ранние редакции Иерусалимского устава (напр., Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.; см.: Lossky. Typicon. P. 177) содержат в день памяти Ев. и Е. указание совершать службу с «Аллилуия». Начиная с первопечатных греч. и рус. Типиконов и по наст.

время в богослужебных книгах под 10 окт. излагается вседневная служба Ев. и Е. Последование Ев. и Е., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь общий мученикам Οἱ μάρτυρές σου̇ (  ); кондак 3-го гласа Τοὺς γενναίους μάρτυρας̇ (  ); каноны, различающиеся в греч. и слав. Минеях: в слав.

Минее помещен канон, составленный гимнографом Феофаном (греч. оригинал известен по рукописям; см.: AHG. T. 2. P. 80-86), 4-го гласа, с акростихом; Τὴν αὐτάδελφον αἰνέσω ξυνωρίδα (   ), ирмос: Θαλάσσης τὸ ἐρυθραῖον πέλαγος̇ (   :), нач.: Τῷ πόθῳ τῷ τοῦ Χριστοῦ (  ); в греч. Минее находится канон, составленный гимнографом Иосифом, плагального 2-го (т. е.

6-го) гласа (видимо, именно этот канон подразумевается в указаниях Евергетидского Типикона), с акростихом: Τὴν λαμπρὰν ὑμνῶ μαρτύρων ξυνωρίδα. ᾿Ιωσήφ (Светлое воспеваю мучеников сопряжение. Иосиф), ирмос: ῾Ως ἐν ἠπείρῳ̇ (   ), нач.: Ταῖς φανοτάταις ἀκτῖσι (Светлейшими лучами); цикл стихир-подобнов (разные в греч. и слав. Минеях: в греч.

Минее – 4-го гласа, подобен ῎Εδωκας σημείωσιν̇ (   ); в слав. Минее – 4-го гласа, подобен   ), славники на «Господи, воззвах» и на стиховне вечерни; седален; светилен.

По греч. рукописям известны еще 2 канона Ев. и Е.: канон, составленный гимнографом Германом, 1-го гласа, без акростиха, ирмос: Τῷ βοηθήσαντι Θεῷ̇ (  ), нач.

: Σήμερον πάντας συγκαλεῖ ἡ ἐτήσιος μνήμη (Днесь всех созывает ежегодная память); анонимный канон плагального 4-го (т. е.

8-го) гласа, с акростихом: Τὸν σοφὸν Εὐλάμπιον σὺν Εὐλαμπίᾳ ᾄδω (Мудрого Евлампия с Евлампией воспеваю), ирмос: ᾿Υγρὰν διοδεύσας ὡσε ξηρὰν̇ (    ), нач.: Τὴν θείαν σου μνήμην κα εὐκλεῆ (Божественную твою память и славную) (Ταμεῖον. Σ. 57).

Иконография

Мученики Евлампий и Евлампия. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. О. I.58.Л. 81)
Мученики Евлампий и Евлампия. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. О. I.58.Л. 81)Святые изображаются, как правило, вместе в мучении или единолично.

В соответствии с мученическим чином прославления одна из их одежд, гиматий или хитон, обязательно красного цвета, в руках – крест; на голове Е.- плат, гиматий ее брата может быть украшен тавлионом – знаком воинской принадлежности. Оба молоды, Ев.

темноволосый, с короткой или слегка пробивающейся бородой.

Практически все известные изображения находятся в минейных циклах, как на миниатюрах рукописей, так и в иконных и настенных минеях. В мучении святые представлены: на миниатюре из Минология имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 103, 976-1025 гг.); на одной из икон т. н. Синайского гексаптиха (2-я пол. XI-1-я пол.

XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае); в нартексах церквей Успения Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320),- под 9 окт. и Вознесения мон-ря Дечаны, Косово и Метохия (1348-1350). Единоличные изображения: на миниатюрах Минологиев на окт. (ГИМ. Греч. № 175. Fol. 62r, посл. четв. XI в.; Vindob. hist.

gr. 6. Fol. 2v, 2-я пол. XI в.) – в рост и на год (Bodl. F. 1. Fol. 12v, 1327-1340 гг.) – по пояс, на миниатюре из греко-груз. рукописи XV в. (т. н. Афонской книге образцов; РНБ. O. I. 58. Л. 81) – в рост, в настенной росписи церквей вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318),- оплечно и Св.

Троицы мон-ря Козия, Румыния (ок. 1386),- в рост, на левой створке иконы-складня «Минея годовая» 2-й пол. XIX в., Палех (собрание В. А. Бондаренко), на гравированных святцах Г. П. Тепчегорского (1713) и И. К. Любецкого (1730) – везде в рост. Изображение (в рост) только Ев. представлено на иконе «Минея годовая» (нач.

XIX в., УКМ).

Одно из ранних упоминаний об изображении святых находится в греч. «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота (нач. XVIII в.) в минейном разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» под 10 окт.: «Святые Евлампий и Евлампия и бывшие с ними воины были усечены мечом.

Евлампий молод, с едва показавшеюся бородою, а лица прочих разнообразны» (Ч. 3. § 22). Там же, в ч. «Святые мученики», приведено описание облика только Ев.: «…молод, с круглою бородою» (Ч. 3. § 10. № 51). В рус. сводном иконописном подлиннике по списку Г. Д. Филимонова (XVIII в.

) они описываются следующим образом: «Евлампий подобием аки Георгий, риза верх празелень и средняя празелень, испод лазорь с киноварью, в руке крест.

Леты млад и лицеем красен; Евлампия, сестра его, юная девица, подобием аки Варвара мученица, риза лазорь, испод киноварь, в руке крест, в другой свиток, а в свитке написано: «Благодарю Тя, Боже и Создателю мой, яко сподобил мя еси рабу Твою за святое имя Твое страдати»» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 169).

Лит.: Ерминия ДФ. С. 165, 202; Миjовић. Менолог. С. 263, 293, 322, 347, 351, 363, 378; Возрожденные шедевры Рус. Севера. М., 1998. С. 64. Кат. 140; Евсеева. Афонская книга. С. 241; «И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. Бондаренко. М., 2003. Кат. 59.

Святые Русской Православной Церкви Мученики и мученицы Русской Православной Церкви Гимнография мучеников Иконография мучеников и мучениц Евлампий и Евлампия († между 303 и 311), мученики (пам. 10 окт.) АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам.

15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.) АГАФИЯ († ок. 251), мц. Палермская (Катанская) (пам. 5 февр.) АГАФОКЛИЯ мц. (пам. 17 сент.

) АГАФОНИК, ЗОТИК, ФЕОПРЕПИЙ, АКИНДИН, СЕВЕРИАН, ЗИНОН и др. († ок. 305), мученики Вифинские и Фракийские (пам. 22 авг.) АДРИАН И ЕВВУЛ (ок.† 308), мученики Кесарие-Палестинские (пам. 3, 4 или 7 февр., 5 или 7 марта) АДРИАН И НАТАЛИЯ († ок. 305), мученики Никомидийские (пам. 26 или 27 авг., 4 марта) АЗА ЧУДОТВОРЕЦ, 150 ВОИНОВ († ок. 305), и др.

, мученики Исаврийские (пам. 19 или 20 нояб.) АКАКИЙ СОТНИК († 303 или 304), мч. Византийский (пам. 7 и 8 мая) АКИЛИНА († 293), мц. Библская (пам. 13 июня)

Источник: http://www.pravenc.ru/text/187173.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.