Молитва в последний путь

Содержание

В последний путь. православное поминовение усопших

Молитва в последний путь

Умер кто-то из близких… Рано или поздно мы все сталкиваемся с таинственным явлением смерти. И всякий порядочный человек, в меру своих сил и возможностей, старается отдать усопшему последний долг, достойно проводить его в путь всея земли. Мы заботимся об изготовлении гроба, организации похорон, устройстве поминальной трапезы.

Только вот порой не отдаем себе отчета, что самому усопшему ни гроб, ни поминки не требуются. Нагим человек выходит из материнской утробы, нагим возвращается во чрево земли. И только одно ему от пас нужно, и нужно чрезвычайно. Это молитва.

Как помочь ближнему на смертном одре


Пути Господни неисповедимы. Случается так, что человек, всю жизнь проживший без Бога, на пороге смерти обретает веру, желает принять Крещение – то самое Таинство, о котором сказал Спаситель: “Кто не родится от воды и духа, не может войти в Царствие Божие” (Ин. 3, 5). Но нет рядом священника…

 В такой ситуации долг всякого православного христианина – совершить Крещение “страха ради смертнаго”. Для этого нужно освященной или даже обычной водой трижды омыть (окропить) болящего, произнося при этом: “Крещается раб Божий (полное православное имя), во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь” .

Это Крещение считается действительным, и если больной выздоравливает, оно восполняется уже в храме таинством Миропомазания. Крестить человека, находящегося в бессознательном состоянии, против его воли, пользуясь его телесной слабостью, ни в коем случае нельзя. Цель не оправдывает средства.

Бывает и так, что крещеный, но далекий от Церкви человек на пороге смерти хочет покаяться в грехах. И здесь каждый православный христианин, конечно, если совсем невозможно позвать священника, обязан принять исповедь умирающего.

Спросить о тяжких грехах – убийствах, абортах, супружеских изменах, разврате во всех формах, воровстве, пьянстве, участии в сектах, связи с сатанинскими силами посредством астрологов, экстрасенсов и знахарей. После исповеди, тайну которой надо сохранять до гроба, вознести Богу горячую молитву о том, чтобы Он помиловал кающегося.

Поминовение на Божественной Литургии (Церковная записка )

О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении – только крещенных в Православной Церкви.

На литургии можно подать записки:

На проскомидию – первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов

Заказать в монастыре в Иерусалиме

Наша помощь усопшему


Умер кто-то из близких… Рано или поздно мы все сталкиваемся с таинственным явлением смерти. И всякий порядочный человек, в меру своих сил и возможностей, старается отдать усопшему последний долг, достойно проводить его в путь всея земли. Мы заботимся об изготовлении гроба, организации похорон, устройстве поминальной трапезы.

Только вот порой не отдаем себе отчета, что самому усопшему ни гроб, ни поминки не требуются. Нагим человек выходит из материнской утробы, нагим возвращается во чрево земли. И только одно ему от пас нужно, и нужно чрезвычайно. Это молитва.

После смерти тела душа или наследует вечное блаженство, или отходит на вечную муку. Это зависит от того, как была прожито земная краткая жизнь. Но немало зависит и от молитвы за умершего.

Есть в Житиях Святых рассказ о преподобном Макарии Великом, который молился за всех, ушедших в мир иной. Однажды в пустыне он увидел череп, который силой Божией поведал Макарию о том, что даже самые лютые грешники по его молитвам получают некоторые облегчения от страданий.

Первейшей и непреложной обязанностью всякого верующего является организация отпевания своего усопшего сродника.

Экономить можно на чем угодно, но только не на отпевании! Оно должно совершаться на третий день смерти, не раньше (при этом день кончины – первый, даже если человек умер за несколько минут до полуночи); лучше, если оно произойдет в храме или на кладбище. В крайнем случае можно отпеть заочно.

Во чтобы то ни стало нужно предать усопшего земле. Кремация – чуждый Православию обычай, заимствованный от восточных культур. Даже если усопший завещал кремировать себя, нарушить эту волю не грешно.

 В девятый и сороковой день после смерти нужно заказывать в храме панихиды – моления о прощении грехов усопшего. Особенно важен сороковой день, в который совершается частный суд Божий над душой, определяется ее участь до Второго Пришествия Христа.

Заупокойная молитва будет действеннее, если в памятные дни кто-либо из родственников почившего причастится Святых Христовых Тайн.

Панихиды нужно совершать и в дальнейшем, в дни рождения, смерти, именины покойного. Подавать записки в алтарь и ставить свечи о упокоении можно каждый день.

На кладбище нельзя оскорблять память почившего пьянством, лить водку на могильный холм. Лучше затеплить свечу, помолиться, прибрать могилу. Дома, на поминках, русские люди вкушают особую пищу – кутью (рис с медом или изюмом), блины, кисель. В постный день и пища должна быть постной.

Хорошо заказывать в храме долгосрочные поминовения – на сорок дней (сорокоуст), полгода или год. В монастырях принимаются вечные (пока стоит обитель) поминовения усопших.

Неусыпаемая псалтирь

Неусыпаемая Псалтирь читается не только о здравии, но и о упокоении. Издревле заказывание поминания на Неусыпаеом Псалтири считается великой  милостынью за усопшую душу..

Также хорошо заказывать Неусыпаемую Псалтирь и за себя, будет живо чувствоваться поддержка.

И ещё один важнейший момент, но далеко не самый маловажный,
Существует вечное поминовение на Неусыпаемой Псалтири. Кажется дорого, но результат в больше чем в миллионы раз превышает потраченные деньги.

Если же такой возможности все равно нет, то можно заказываться на меньший срок. И хорошо также читать самому.

Заказать в монастыре в Иерусалиме

Можно ли отпевать иноверцев?


Этот вопрос неоднократно поднимался и в прошлом, и в наши дни. Обратим внимание на то, что спрашивается не о том, можно ли вообще молится об умерших иноверцах, а можно ли их отпевать и служить по ним панихиды.

Необходимо различать эти два вопроса: просто молитвы за умерших инославных христиан и совершении над ними православного чина. Частная, келейная молитва об инославном усопшем не запрещается – можно поминать его дома, у гроба прочесть псалмы…

Но чин отпевания и панихиды составлены с уверенностью, что умерший и отпеваемый есть верный член Православной Церкви.

Охраняя чистоту своего Православного учения и всего богоустановленного порядка жизни, Церковь искони запрещала епископам, клирикам и мирянам вступление в молитвенное общение не только в храме, но и на дому со всеми еретиками, раскольниками и отлученными от церковного общения.

Строгость, с какой Церковь оберегала своих чад от опасности заражения какой-либо ересью, простиралась до того, что священнослужителям было возбранено совершать молитву или срященнодействие даже только в присутствии еретиков.

В основе этих канонических постановлений лежит вечное слово Христово: “аще и Церковь не послушает (брат твой), буди тебе, якоже язычник и мытарь” (Мф. 17,18).

Будучи вне Церкви при жизни, еретики и раскольники еще дальше отстоят от нее после смерти, ибо тогда для них закрывается сама возможность покаяния и обращения к свету истины.

Вполне естественно поэтому, что Церковь не может приносить за них умилостивляющей бескровной жертвы и никакой молитвы вообще: последняя явно возбраняется апостольским словом (1 Иоан. 5, 16).

Следуя апостольским и отеческим заветам, Церковь молится только о упокоении православных христиан, в вере и покаянии скончавшихся – как живых членов Тела Христова.

Сюда могут относиться и те, кто прежде были в числе отпадших, но потом раскаялись и соединились с Церковью.

Сорокоуст о упокоении

Этот вид поминовения усопших можно заказать и в любой час – в этом тоже нет никаких ограничений.

Великим постом, когда намного реже совершается полная литургия, в ряде церквей так практикуют поминовение – в алтаре в течение всего поста прочитывают все имена в записках и, если служат литургию, то вынимают частички.

Нужно только помнить о том, что в этих поминаниях могут участвовать крещеные в Православной вере люди, как и в записках, подаваемых на проскомидию, разрешается вносить имена только крещеных усопших.

Заказать в монастыре в Иерусалиме

Храмы и монастыри в которых совершаются богослужения

SocButtons v1.5

Источник: http://simvol-veri.ru/xp/v-posledniie-put.-pravoslavnoe-pominovenie-usopshix.html

В последний путь

Молитва в последний путь

Или почему хоронят головой на Восток и едят коливо?

В суете дней мы редко задумываемся о смерти. Но обязательно приходит время, когда родной человек уходит в Вечность.

Зачастую именно в этот момент мы совсем не знаем, как правильно с ним проститься и помочь его душе обрести покой в ином мире.

Поэтому разобраться в том, что такое смерть и как нужно провожать умершего в последний путь по православному обычаю, нам поможет статья Анны Войтко в газете “На пенсии”, подготовленная при помощи Одесской епархии Украинской православной церкви.


Душу поддержат молитва и покаяние

Для православного христианина неприем­лемо умереть, не осознавая этого, цепляясь до последней минуты за призрачные надеж­ды на выздоровление, особенно если ближ­ние по малодушию скрывают от него правду. Напротив, великое благо, когда родственни­ки позаботились о предсмертном напутствии и призвали священника к умирающему (разу­меется, не против его желания).

Вообще же порой приходится удивляться, с какой скрупулезностью люди, далекие от веры и церкви, стараются исполнить все из­вестные им обычаи, связанные с погребени­ем.

Они забывают или не знают, что главное — это не «правильно» похоронить, а правиль­но подготовить человека к смерти, сделать так, чтобы кончина его была христианской и предстал он пред Господом с очищенной от греховной грязи душой. Самое важное — чтобы перед кончиной че­ловек покаялся в совершенных им в течение жизни грехах и причастился Святых Христо­вых Тайн.

Только в этом случае православный обряд погребения будет иметь полный смысл. В момент разлучения души с телом, по свидетельству многих переживших клини­ческую смерть, человек испытывает чув­ство томления. Он видит нечистых духов, ужасных обликов, слышит их страшные го­лоса.

Облегчает переход в вечность чтение над умирающим особой церковной отходной молитвы — «Канона молебного на исход души». Его не обязательно читать рядом с умирающим. Если человек скончался в боль­нице, это «можно сделать дома. Главное — поддержать молитвой душу в эти самые тя­желые для нее минуты.

Отпевание заочно не совершают

 Тело усопшего омывают чистой водой, одевают в чистые одежды и кладут в гроб.

Ошибки на похоронах. Как не допустить ошибок на похоронах

Если перед смертью на человеке не было на­тельного креста, его обязательно нужно на­деть. И гроб, и сами останки предваритель­но кропят святой водой. Почившего покры­вают белым покрывалом — саваном, на лоб кладут венчик — бумажную ленту с изобра­жением Спасителя, Божией Матера и Иоанна Предтечи.

В руки покойного кладут крест и небольшую икону. До отпевания над телом усопшего принято непрерывно читать Псалтырь и совершать панихиды. Псалтырь может читать любой хри­стианин, обладающий необходимыми навыка­ми.

Но приличнее пригласить для исполнения этого обряда человека, имеющего церковное благословение. Перед выносом усопшего из дома его род­ственники могут пригласить священника, который совершит панихиду и, возглавив похороны, проводит останки до храма, где и должно быть совершено отпевание.

От­певание и погребение обычно совершаются включается самый день кончины. Отпева­ние должно совершаться в храме. Так на­зываемое «заочное отпевание» разрешает­ся лишь как исключение. Им является от­сутствие в местности храма, невозмож­ность найти останки умершего и тому по­добное.

В остальных случаях родственники почившего, если они не хотят прегрешать перед ним, должны совершить отпевание по обычаю Церкви.

Куда ставят крест?

По христианским традициям совершенно неуместна при погребении музыка. На кладбище при прощании с покойным нуж­но целовать икону, лежащую в гробу, и венчик на челе. При этом надо мысленно или вслух испросить прощения за все обиды, которые он получил от вас при жизни, и простить за то, в чем был виновен он сам.

В могилу усопшего обычно опускают голо­вой на Восток — в ожидании наступления Вто­рого пришествия Христова, а также в знак того, что умерший идет от Запада — заката жизни к Востоку — вечности.

В напоминание о том, что вход в Царство Небесное был открыт крест­ными страданиями Спасителя, над могильным холмиком ставится восьми конечный шест — символ спасения. Крест может быть сделан из любого материала! Но обязательно правиль­ной формы.

Крест ставится у ног усопшего распятием к его лицу, чтобы при воскресении, восстав от гроба, он мог взирать на знамение победы Христа над дьяволом. Так же располагают и надгробные памятники с высеченны­ми на них крестами.

Пусть земля… не будет пухом

Наш народ, приняв Православие, все же до конца не изжил языческие обычаи. В XX веке, когда прервалась нить церковного предания, языческие суеверия стали повсе­местно распространенными. Наиболее зримо язычество проявляется именно в обрядах по­гребения. Назовем некоторые обычаи и веро­вания, которые православные христиане не должныисполнять и принимать во внимание:

  • завешивать зеркала в доме, где есть покойник;
  • класть в гроб деньги, вещи и продук­ты; считать, что ближайшим родственни­кам умершего нельзя нести гроб;
  • верить, будто человек, вернувшийся в дом после выноса тела и до возвращения с кладбища, непременно умрет;
  • считать, что нельзя смотреть из окна на похоронную процессию, а не то умрешь;
  • на поминках ставить «для усопшего» рюмку водки и хлеб;
  • сохранять эту «поминальную рюмку» до сорокового дня;
  • лить водку на могильный холм;
  • произносить: «Да будет тебе земля пу­хом»;
  • рассыпать по могиле хлебные крошки;
  • верить, что если усопший не отпет, то его душа остается на земле призраком.

Назад к списку

Как правильно проводить умершего в последний путь

Под захоронением понимают проведение похорон, которое сопровождается обрядовыми действиями, соблюдением правил и требований, свойственных определенному народу. Захоронение умершего может производиться погребением в землю, кремированием или другими способами (например, погребение тела в воду — в России).

Ритуал захоронения проводится в соответствии с теми традициями, по которым рос и воспитывался умерший человек. Поэтому существуют противоречия во взглядах на правильное положение умершего, размещение креста на могиле и многое другое. Обычно старые люди, которые проживают в определенной местности, знают все необходимые ритуалы и традиции проведения погребения.

По православным обычаям душа умершего человека может после смерти еще два дня вместе со своими ангелами ходить по земле. На третий день она получает облегчение от скорби и покидает этот мир.

Именно поэтому существует обычай проводить захоронение тела на третий день после смерти. Также церковь принимает такую форму захоронения, как погребение в землю и осуждает кремирование.

Это связано с верой в то, что человек произошел из земли, а значит, в нее он должен быть отправлен.

Христианина хоронят, облачая в новые одежды. Тело умершего размещают головой в угол дома, в котором находятся иконы. Всю ночь и день, до самих похорон, над усопшим читаются молитвы, то есть производят отпевание усопшего. Также, под пение молитв, тело умершего человека несут на кладбище и погребают в землю.

Дома родственники палят свечку и ставят стакан с водой, накрывая его куском хлеба. На кладбище тоже зажигаются свечи. На второй день после похорон все родственники идут на кладбище навестить покойного. На девятый день душа возносится своими ангелами к Господу, а родственники умершего молятся за то, чтобы были прощены грехи покойного.

Все 40 дней после смерти читаются молитвы за душу усопшего, ведь в этот период она предстает перед Судом.

Источник: https://kanal21.ru/v-poslednij-put/

Похороны и обряды

Молитва в последний путь

«Православная Церковь напутствует своих чад в загробную жизнь таинствами Покаяния, Причащения и Елеосвящения, а в минуты разлучения души с телом совершает канон на исход души.

Он читается «от лица человека, с душою разлучающегося и не могущего глаголати», и иначе называется отходной молитвой. В момент смерти человек испытывает чувство томления.

При выходе из тела душа встречает Ангела-Хранителя, данного ей в Крещении, и злобных духов – бесов. Облик бесов так ужасен, что при их виде душа мятется и трепещет.

Канон на исход души в отсутствии священника должны прочитать родные или близкие умирающего.

Если человек долго и тяжело страдает и не может умереть, то родственники могут прочесть другой канон – «Чин, бываемый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет». Оба этих канона есть в полных православных молитвословах.

Приготовление усопшего к погребению

Тело человека, по воззрению Церкви, – освященный благодатию таинств храм души. По слову святого апостола Павла: «Тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (1 Кор. 15, 53).

Поэтому уже с апостольских времен Церковь любовно заботится об останках умерших братьев по вере. Образ погребения усопших дан в Евангелии, где описано погребение Господа нашего Иисуса Христа.

Православный обряд приготовления тела усопшего к погребению сохранился с ветхозаветных времен и выражается в омовении тела, облачении его, положении во гроб.

Омовение тела водой прообразует будущее воскресение и предстояние пред Богом в чистоте и непорочности. При омовении следует читать Трисвятое: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас», или просто «Господи помилуй». Омывать нужно все тело теплой водой с мылом. По традиции омовение совершается одним из родственников почившего.

Тело христианина одевают в новые чистые одежды светлых оттенков. В некоторых областях России усопшего, помимо обычных одежд, облачают в саван – белый покров, напоминающий о белой одежде крещения. На усопшем непременно должен быть нательный крест.

Омытое и облаченное тело полагают на приготовленном столе лицом вверх, к востоку. Уста покойного должны быть сомкнуты, руки сложены на груди крестообразно (правая поверх левой) в знак веры в Распятого Христа. В руки влагают икону Спасителя или Распятие.

Нельзя обмывать покойника беременным женщинам во избежание болезни будущего ребенка. Нельзя обмывать покойника женщинам, у которых идут месячные. Раньше, как правило, покойника готовили в последний путь только пожилые женщины.

Гроб перед положением тела окропляют святой водой, можно окадить его ладаном.

Лоб умершего украшается венчиком, который символизирует венец Царства Небесного.

Апостол Павел говорил: «А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его».

На венчике изображается Спаситель с предстоящими Ему Божией Матерью и Иоанном Предтечей. Венчик продается в храме, лучше приобрести его до похорон и принести покойного на отпевание уже с венчиком.

Под голову кладут подушку, которую обычно делают из ваты или сухой травы. Существует благочестивый обычай готовить себе «смертную подушечку» заранее, наполняя наволочку освященными в храме веточками верб и листьями берез (это освящение бывает соответственно в Вербное воскресение и в день Святой Троицы).

Тело покрывают простыней или особой погребальной пеленой с изображением Распятия – во свидетельство веры Церкви, что умерший находится под покровом Христа.

Гроб обыкновенно ставят посреди комнаты перед иконами. Вокруг него зажигают свечи; если есть возможность, то ставят четыре подсвечника: один у головы, другой у ног и два по обеим сторонам гроба; в совокупности они образуют крест и символизируют переход усопшего в Царство истинного света.

Класть в гроб какие-либо предметы, деньги, продукты нельзя, так как подобные обычаи суть пережитки язычества.

Ясно, что соблюсти вышеперечисленные правила можно только в том случае, если тело не было отдано в морг. По существующим российским нормам, не отдав покойного для вскрытия, невозможно получить свидетельства о смерти.

Из-за этого православным людям приходится отдавать своих умерших в морг для отнюдь не благочестивых действий.

Это весьма прискорбно, но следует приложить все усилия, чтобы успеть подготовить тело надлежащим образом уже после его выдачи из морга.

Молитва за усопшего до отпевания

Сразу после омовения и облачения покойного священник (или кто-либо из родственников) читает канон, называемый «Последование по исходе души от тела» из молитвослова. Если человек умер не дома, то канон все равно надо прочесть в день смерти.

«Последование» читается от лица усопшего с той целью, чтобы милосердие Божие по молитве нашей за умершего облегчило его душе горечь разлуки от расставания с телом. Оно завершается молитвой «Помяни, Господи, Боже наш, в вере и надежде живота вечного преставлъшегося…», которую можно читать отдельно от канона.

Чтение псалтири по усопшим

В Православной Церкви существует обычай чтения Псалтири над телом усопшего мирянина до погребения (Псалтырь можно приобрести в церкви).Лучше всего, если чтение совершается непрерывно, и днем и ночью.

Читать псалтирь может любой благочестивый мирянин. Домашним и сродникам усопшего следует по мере возможности присоединяться своим молением к молитве чтеца.

Разумеется, для непрерывного чтения необходимо несколько человек.

Чтение Псалтири совершается стоя, и лишь в особых случаях позволяется сидение из снисхождения к немощи читающего. Как известно, Псалтирь разделена на 20 кафизм, каждая из которых, в свою очередь, подразделяется на три части – «Славы».

При чтении за упокой после каждой «Славы» произносится вышеупомянутая молитва из «Последования по исходе души» с именем усопшего, к которому присоединяется слово «новопреставленный» (таковым Церковь считает человека в течение сорока дней после кончины). Ребенка до 7 лет именуют «младенцем».

Употребление других уточняющих наименований, как то: девица, отрок, жена, воин, убиенный, утопший, сгоревший и т.д. не имеют канонических оснований и не встречаются в богослужебных книгах.

Не без причины и не без цели Церковь с древнейших времен положила читать над гробом умершего именно книгу псалмов. Псалтирь воспроизводит все многообразие движений нашей души, так живо сочувствует и нашей радости, и нашей скорби, так много проливает утешения и одобрения в наше скорбящее сердце.

Панихида

Весьма хорошо во все дни, предшествующие погребению, заказывать за усопшего панихиды в одном или нескольких храмах.

В то время, когда тело лежит бездыханно и мертво, душа проходит страшные испытания – мытарства, и поэтому имеет великую нужду в помощи Церкви. Панихиды облегчают душе переход в другую жизнь.

В переводе с греческого «панихида» означает «всенощное пение». Еще в эпоху гонений на христиан вошло в обычай ночью молиться над усопшими и за усопших.

В эти страшные времена христиане, боясь ненависти и злобы язычников, только ночью могли провожать в вечный покой тела святых мучеников, ночью же и могли молиться над их гробами.

Под покровом тьмы, как бы символизирующей нравственное состояние тогдашнего мира, христиане зажигали свечи около останков мучеников и совершали заупокойное пение в течение всей ночи, а на заре предавали их земле. С тех пор молитвенное последование над почившими христианами называют панихидами.

Сущность панихиды состоит в молитвенном поминовении усопших отцов и братии наших, которые, хотя и скончались верными Христу, но не вполне отрешились от слабостей падшей человеческой природы и унесли с собою в гроб свои немощи и слабости.

Совершая панихиду, Святая Церковь сосредоточивает все наше внимание на том, как души усопших восходят от земли на Суд Божий, как со страхом и трепетом предстоят на этом Суде, исповедуя дела свои пред Господом Сердцеведцем, не дерзая предвосхищать у Всеправосудного Господа тайны Его Суда над душами наших усопших.

Церковь возвещает основной закон этого суда – Божественное милосердие – и побуждает нас на молитву о них, давая полную свободу сердцу высказаться в молитвенных воздыханиях, излиться в слезах и прошениях.

Завершается панихида возглашением диакона: «Во блаженном успении вечный покой подаждъ, Господи, усопшему рабу Твоему (имя), и сотвори ему вечную память!»

«Это молитвенное воззвание, – говорит блаженный Симеон, архиепископ Солунский, – есть дар и завершение всего, оно отсылает умершего к наслаждению Богом и как бы передает душу и тело усопшего Богу».

Вынос тела

Незадолго до выноса гроба из дома над телом умершего еще раз читается «Последование по исходе души от тела». Гроб выносят из дома лицом вперед, с пением Трисвятого. Это пение знаменует, что умерший при жизни исповедовал Живоначальную Троицу и теперь переходит в царство бесплотных духов, окружающих престол Вседержителя и немолчно воспевающих Ему трисвятую песнь.

Несут тело умершего его родные и близкие, облаченные в траурные одежды. С древнейших времен христиане, участвовавшие в погребальной процессии, несли зажженные свечи.

По уставу при внесении тела в храм должно звонить в колокол особым погребальным звоном, который возвещает живым, что у них стало одним братом меньше, и служит прообразом трубного звука архангела, который раздастся в последний день мира и будет услышан во всех концах Земли.

Когда тело умершего приносят в церковь, его поставляют посреди храма с лицом открытым и обращенным к востоку, а около гроба ставят светильники.

Таким положением тела умершего Церковь хочет выразить свое материнское желание, чтобы не только живые участвовали духовно в приношении таинственной жертвы, и чтобы усопший, не имея возможности молиться Богу своими мертвыми устами, молил бы Его о помиловании своим положением.

Отпевание

Чин погребения, в просторечии называемый отпеванием из-за обилия песнопений, по своему составу подобен панихиде и отличается от нее чтением Священного Писания, разрешительной молитвою, прощанием близких с почившим и преданием тела земле.

Последование панихиды

Что это за Богослужение – так называемая панихида, которая совершается по умершим?

Так называемая панихида, которую служат по умершим, есть сокращение отпевания. За панихидою, как и за отпеванием, молятся о прощении грехов умерших, об избавлении их от адских мучений за грехи и о вселении в раю со святыми».

Доследование погребения, или отпевания усопших

Что за Богослужение так называемого лоследования погребения или отпевания усопших?

Исследование погребения или отпевания усопших, это – такое Богослужение, во время которого при теле усопшего молятся о прощении его грехов, избавления души его от адских мучений за грехи и о вселении ее в рай, вместе со святыми, и самое тело, как имеющее по времени воскреснуть, предают земле с подобающею честию.

Какие обряды мы видим при погребении усопших?

При погребении умерших более замечательны следующие обряды:

1) тело умершего, по положении во гроб, покрывают особым церковным покрывалом,

2) на голову его кладется венчик с священными изображениями,

3) во время отпевания все молящиеся держат в руках зажженные свечи,

4) в конце отпевания кладется в руки умершего так называемая разрешительная (молитва) грамота,

5) посыпается тело землею и

6) сопровождается до могилы в преднесении иконы с пением песни: «Святый Боже».

Что означает покрытие тела умершего покровом?

  • Это означает, что умерший, как принадлежавший к святой православной церкви, находится под ее покровительством, – она до скончания века будет молиться об его душе.

Что означает положение венчика на голову умершего?

  • Это означает, что подвиги его на земле в борьбе с миром, плотию и диаволом кончились, и ему предстоит награда за них в царстве небесном.

Что означают свечи в руках молящихся за умершего при его отпевании?

  • Это делается для выражения любви к умершему и теплой молитвы за него.

Что означает положение разрешительной грамоты в руки умершего?

  • Это бывает в знак того, что умерший отходит отсюда в мире с Богом и церковию, – ему все прощено священником.

Какое значение имеет посыпание землею тела умершего?

  • Это делается в знак того, что человек, по слову Божию, есть земля, т.е. тело его сотворено из земли, и должно возвратиться в землю на время, до всеобщего воскресения.

Что выражается несением иконы до могилы при пении «Святый Боже» при погребении?

  • Несением иконы означается, что умерший исповедывал православную веру и с сею верою отошел в иной мир. Пение же при этом ангельской песни «Святый Боже» означает, что умерший перешел в ангельский мир.

Для чего читается псалтирь над покойником?

  • Псалтирь читается для умилостивления Бога к умершему, а также в утешение живущих, которые собираются ко гробу.

Для чего над могилою умершего ставится крест?

  • В напоминание о том, что будущая блаженная жизнь приобретена над крестными страданиями Христовыми.

Над каждым ли из умерших христиан одинаковым образом совершается погребение?

  • Нет. Есть некоторые особенности при погребении священников, монашествующих и младенцев.

Какие особенности при погребении священников?

  • Тело умершего священника облачают во все его священные одежды.
  • Лицо закрывается воздухом, – в знак уважения к его сану, а на грудь возлагаются крест и Евангелие, потому что при жизни своей он ими освящал себя и других.
  • До погребения читается по нем не псалтирь, а Евангелие.
  • Выносят его тело с крестнымходом и со звоном.
  • При каждой церкви, мимо которой несут его тело, совершается по нем лития.
  • Во время погребения читают пять раз Апостол и столько же Евангелие (т.е. все заупокойные евангельские и апостольские чтения).

Какие особенности при погребении монашествующих и младенцев?

  • При погребении монашествующих поют песни, приспособленные к их обетам. При погребении же младенцев испрашивается им не прощение грехов, а небесное царствие, по обещанию Христа Спасителя.

О покойниках и похоронах (обычаи и традиции русского народа)

  >>  Практическая магия  >>  Карма  Магия для Вас  Заговоры  Снимаем порчу  Ваши способности  В Вашу копилку  Ваши вопросы  Архив заговоров  Архив молитв  Архив обрядов и ритуалов  Медитации

Источник: http://www.belmagi.ru/obryd/poh.htm

Как проводить умершего в последний путь?

Молитва в последний путь

Как подготовиться к отпеванию близкого человека? О чем не забыть, провожая его в последний путь?

Рассказывает протоиерей Федор Бородин.

Если вы готовитесь прийти на отпевание близкого вам человека, родственника или друга, ушедшего с мир иной, собираетесь проводить его по-христиански, тогда вам нужно приготовиться — сделать несколько вещей.

Первое. Вам нужно понять, что чин отпевания — это молитвенное прощание Церкви с человеком. И ваша молитва, если вы любите ушедшего, очень для него важна.

Даже если вы раньше не пробовали молиться, не умеете этого делать, для вас это что-то новое, пожалуйста, пока вы будете стоять в храме, особенно первые 40 дней после ухода человека, произносите хотя бы самую простую молитву: «Господи, упокой душу усопшего раба Твоего (или рабы Твоей) такой-то». Вы почувствуете некое тихое облечение. Почувствуете, что ему стало легче, и вам станет легче в вашей скорби.

Господь так создал Церковь, что наши молитвы друг за друга, и за живых, и за усопших, помогают нам. И ваш труд, ваше ходатайство об ушедшем человеке могут очень ему помочь.

Господь часто готов простить человеку какие-то его грехи, в которых он даже, может быть, не успел раскаяться, если семена любви, которые этот человек посеял во время своей земной жизни, всходят ростками благодарности, молитвы, скорби за него. Но скорби не тупиковой, мрачной, а скорби о состоянии его души.

Если человек жил так, что вам хочется за него молиться, это значит, что есть надежда на его прощение. Поэтому молитесь, особенно первые 40 дней.

Второе, что вы должны знать: чин отпевания заканчивается прощением или прощанием, что очень близко одно к другому. По уставу каждый человек подходит к гробу умершего или умершей, делает земной поклон, крестится, целует лоб усопшего.

Это символ того, что подходя, мы просим прощения за то, в чем мы перед этим человеком виноваты. Может быть, это нужно прежде всего нам. Очень важно, чтобы мы все человеку простили.

В нашей власти, чтобы Господь его не наказывал за очень многое.

В Евангелии от Иоанна есть эпизод, когда Господь говорит с женщиной, взятой в прелюбодеянии. «Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи.

Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин 8:3–11) Господь прощение людей поставил в очень тесную связь со Своим прощением человека.

Если мы вспомним год за годом, месяц за месяцем, может быть, даже еще плотнее, всю нашу совместную жизнь с этим человеком и найдем в себе силы простить даже то, в чем он был, очевидно и точно, перед нами неправ, а мы были пострадавшей стороной, есть надежда, что Господь ему эти грехи отпустит. И этому человеку станет намного легче. Потом когда то, когда мы будем точно так же лежать, Господь простит нас.

Третье, что очень важно сделать: понять, что ничто в жизни не происходит случайно.

Если смерть близкого любимого родного человека пришла в нашу жизнь, это промысл Божий, это всегда звоночек оттуда, всегда напоминание о том, что это и наш путь тоже, когда-то мы обязательно будем так лежать. Дай Бог, чтобы нас тоже отпевали, чтобы у нас тоже были такие христианские проводы в Вечную Жизнь.
Из милости

Смотря на лежащего человека, надо вспоминать о краткости своей жизни, думать: «А с чем я пойду к Господу? Исповедал ли я свои грехи? Жил ли я церковной жизнью, или я пришел в храм, мне здесь ничего непонятно, и я здесь чужой, и церковь для меня чужая?». Этот урок надо извлекать и реализовывать. Надо начинать ходить в храм.

Дома можно читать Псалтирь по усопшему. Вы будете чувствовать, повторюсь, что вам легче, что ему, ушедшему, легче.

Можно и нужно раздавать милостыню и делать дела милосердия в память об усопшем. Вообще, милостыня покрывает множество грехов. Дерзновение любящего сердца, именно дерзновение, может превосходить правосудие Божие, потому что Бог любит больше быть милосердным, чем справедливым.

Поэтому, если вы покажете Богу, что вы так любите усопшего, что готовы творить добро по принципу: пусть правая рука твоя не знает, что делает левая — для Бога, для души, для себя, не напоказ, то Господь может очень многое простить этому человеку. Возьмите его вещи, раздайте их нищим. Найдите возможность дать милостыню, накормить голодного человека. Найдите какую-нибудь пожилую соседку, которая еле сводит концы с концами, купите ей лекарств, помогите ей что-то сделать по дому.

Или поддержите многодетную семью, или дом малютки, или детский дом. Найдите какую-нибудь такую возможность и скажите Господу: «Господи, я делаю это в память о моем друге или моем брате, моем отце. Прими это, пожалуйста, как бы Ты принял от него». Господь примет. Для вашей души это будет очень много и очень полезно, и для усопшего это будет очень хорошо.

Потом, когда вы будете вспоминать этого человека — и на поминках, и в разговоре с друзьями, даже, если он делал что-то некрасивое, плохое и грешное, не говорите об этом, не осуждайте его, простите это ему. Вспоминайте хорошее. Если хорошего мало, то останавливайте разговор, лучше молитесь за него.

МОЛИТВА ОБ УПОКОЕНИИ ДУШИ БЛИЖНЕГО

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная; избави его вечныя муки и огня геенскаго и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тя, и со святыми Твоими, яко Щедр, упокой; несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя – правда во веки; и Ты еси един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

В чём находить утешение близким

Преподобный Макарий напоминал о том, что излишняя скорбь неугодна Богу. Старец советовал близким находить утешение в поминовении усопших, в молитве за них, в милостыне, творимой в их память: «Пишешь, что совершили в сороковой день поминовение по папеньке твоём, и что вам горько было. Жаль мне его, жаль и вас за ваше малодушие.

Молитва об усопших доставляет им пользу, и оставшимся утешение, что они здесь имеют средства там ему благодетельствовать. А излишняя скорбь неугодна Богу: будто противоречим Его о нас промыслу и распоряжению. Не похвалю я за это твою маменьку, а мою сестрицу; я уже писал ей, что эта скорбь от себялюбия происходит.

Вот за это спаси Господи, что она хорошо поминает его и милостыню подаёт, и крестьян утешает, – все это она туда ему пересылает».

Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!
Ольга Рожнёва

Источник: http://boguslava.ru/kak-provodit-umershego-v-poslednij-put/

Как провожать в последний путь – Женская Санга

Молитва в последний путь

Статья подготовлена по рассказам моей наставницы, советам и наставлениям Кишори Кишора Даса, практики Согьяла Ринпоче, высказываниям христианских святых и других чистых душ, к которым я обращалась с этой темой. Приношу всем им низкие поклоны и сердечную благодарность за то, что раскрыли такое важное знание!

  • Что делать, когда умирает близкий человек?
  • Как помочь ему?
  • Как облегчить путь его души?

Такими вопросами задается каждый из нас хоть раз в жизни. Женщине — жрице дома и очага — важно владеть знанием о том, как помогать близким после смерти. Именно через нее могут свершаться исцеляющие обряды и духовные ритуалы. Владеющая этим знанием женщина передает его детям, тем самым лишая их страха смерти, отвечает на один из самых важных вопросов жизни.

Все мы когда-то были на похоронах. Мы знаем, что там происходит: слезы, причитания, помин с алкоголем, черная сырая земля и ощущение пустоты и безысходности. Но помогает ли это душе уходящего? Помогают ли такие проводы душе возвышаться и достигать высших миров? Легка и спокойна ли эта душа?

Рассмотрим, что происходит с личностью после смерти, и разберемся, что же на самом деле облегчает путь наших близких в других мирах.

На пороге смерти

Часто у нас бывает возможность пообщаться или побыть с личностью за несколько дней до смерти. На этом этапе мы уже можем помочь человеку, если придем к нему со спокойным настроением и благожелательностью. Если человек в сознании, то вы можете поговорить с ним, уверить его, что бояться нечего, рассказать ему о Боге, попросить думать о Нем.

https://www.youtube.com/watch?v=C2RmN4RA3Zk

Последняя наша мысль в значительной степени определяет наше следующее воплощение.

Положите у кровати умирающего листья дерева туласи: оно отгоняет злых духов и призраков, очищает душу, помогает при выходе из тела уйти в высшие сферы. Будет очень хорошо, если вы оденете на умирающего бусы из туласи.

Если человек без сознания, то читайте молитвы в вашей традиции, говорите о Боге, о том, куда уходят души после смерти и как себя там вести.

В ведической культуре можно читать девятую главу Бхагавад-Гиты, в буддийской традиции принято читать Тибетскую книгу мертвых, можно читать Библию (послания, где описывается путь души после смерти).

Можно включить спокойную духовную музыку. Вибрации святых слов очень сильно влияют на сознание.

Если человек болеет перед смертью, испытывает очень сильную физическую боль, то нужно делать пожертвования святым людям, помогать нуждающимся в его честь, кормить людей — это облегчит его карму, и в момент смерти боль отпустит его, чтобы он мог думать о Боге.

Не нужно плакать, причитать, говорить: «Что я без тебя буду делать?» Это лишь усложняет процесс отделения души от тела. Каждому отведено определенное время. Когда оно заканчивается, душа должна покинуть тело.

Это естественный процесс. Не мешайте душе близкого слезами и криком. Нужно, наоборот, успокаивать личность, говорить, что вы справитесь, что вы позаботитесь, о ком нужно, чтобы умирающий уходил спокойно и легко.

Когда смерть тела наступила

Когда душа вышла из тела, очень важно для родственников быть спокойными и умиротворенными, если они хотят блага для ушедшего. 40 дней после выхода из тела душа находится на Земле в тонком теле.

Она все чувствует и видит, но не может физически воздействовать. Если у человека очень сильное тонкое тело, то он может даже физические действия совершать, но это большая редкость.

Поэтому очень часто после фактической смерти есть ощущение, что личность где-то рядом.

В эти 40 дней личность приходит в те места и к тем людям, к которым была привязана в физической жизни. Часто они остаются в своем доме, приходят к любимым.

Именно поэтому 40 дней после смерти не нужно выкидывать вещи, делать перестановку, делить имущество, чтобы не причинять боли уходящей душе. Важно закрыть зеркала, потому что душа в тонком теле еще некоторое время ассоциирует себя с телом, которое умерло.

Но если она подойдет к зеркалу, то не увидит себя (тонкое тело невидимо), и это может ее напугать или даже разозлить, ввести в панику, что также помешает спокойно уйти из мира.

В первый день после смерти душа в тонком теле обычно находится рядом с физическим телом, потому что у большинства людей очень сильное самоотождествление с телом. Для большинства душ это огромный шок. Во многих древних традициях принято сжигать тело, чтобы у души произошло с ним разотождествление.

В противном случае, она привязывается к мертвому телу и часто не может покинуть мир, пока тело полностью не разложится. Именно поэтому на кладбищах такая жуткая энергетика: там очень часто живут души в телах призраков, ожидая полного уничтожения физического тела. Они очень несчастны, и им очень тяжело психически это проживать.

Психика ведь в тонком теле находится, поэтому призраки способны чувствовать даже в большей степени, чем люди.

Если у вас нет каких-то жестких убеждений, то лучше в качестве захоронения тела использовать кремацию, а прах можно развеять над священными реками или закопать недалеко от энергетически чистых мест.

Если же вы все же вынуждены, по убеждениям родственников, хоронить тело в земле, то рекомендуется окропить могилу водой из священных рек и посыпать туда немного сухого коровьего навоза или пыли из святых мест.

Это сильно облегчит энергетику.

Первый день

Что мы можем сделать для души, только что оставившей тело?

Нужно понимать, что личность в тонком теле испытывает огромный ужас. Наша задача — не умножать этот ужас, а успокоить его и читать священные писания о том, как жить после смерти. Это самое главное — успокоить. Вы почувствуете, когда душа успокоится. В помещении сразу сменится энергетика, будет легче и свободнее дышать, появится ощущение света.

Можно поставить тихо запись молитв истинного верующего или святого человека. Это придаст душе спокойствия. Помните: личность все еще слышит и видит вас, поэтому говорите с ней. Успокойте ее своим знанием: скажите, что будете делать для нее ритуалы и молиться, поддерживать в этом пути, что все будет хорошо, главное — помнить о Боге.

Через какое-то время душа успокоится, тогда нужно предложить ей пищу и воду.

Жажда, голод и многие другие чувства на самом деле находятся в тонком теле, поэтому ушедшие с плотного плана еще какое-то время хотят есть и пить. Кто занимался различными медиумическими практиками, мог с этим сталкиваться, когда души, которые еще не ушли далеко, обращаются с просьбой, чтобы их покормили.

Я помню случай, когда увидела призрака какого-то дедушки. Он сказал мне, чтобы внучка — назвал ее имя — покормила его, что он очень хочет есть. Просил риса или похлебки. Я написала этой девушке, и она ответила, что у нее дедушка не умирал, что он живет очень далеко. Когда она ему позвонила, оказалось, что он умер на днях…

Сварите рис (это одно из лучших блюд для ушедших) и приготовьте чистую воду, предложите это все Богу перед иконой, а затем в отдельной тарелке предложите принять подготовленное умершему (через фотографию). Ознакомьтесь с подробным описанием этой практики >>

Сорок дней

Следующие дни — это обычно похороны. Повторюсь: нужно сохранять спокойствие и умиротворенность. Не нужно никаких трагических речей, ставить любимую музыку для него и напиваться. Это не только привязывает личность к материальному миру, но и ухудшает его состояние.

В ведах говорится, что любые греховные действия в момент погребальных обрядов усугубляют положение усопшего.

Поэтому если все близкие пьют алкоголь, едят мясо и грустят, то все это берет на себя уходящая душа. Вот так «помощь», не правда ли?

Особенно важно сохранить вегетарианство на поминках, потому что если в честь умершего съедают какое-то животное, то эта энергия переходит к нему, и он может даже в следующей жизни воплотиться в теле такого животного. Поэтому пусть на поминальном столе будет как можно больше освященной вегетарианской пищи. Чем больше освященной пищи съедят, тем больше блага уходящему.

Со дня смерти по девятый день очень благоприятно ежедневно предлагать освященную пищу фотографии умершего. Также можно читать священные писания, которые готовят его к пути в иные сферы, совершать ради этого человека пост или аскезы и плоды отдавать ему. Все это улучшает благочестивую карму и помогает уйти в светлые миры.

На санскрите сын называется «путра», а дочь — «путри», что дословно переводится, как «освобождающие от оков ада». И это неслучайно: потомки могут вытащить своих предков из ада на любом этапе их нахождения там. Это происходит через очищение кармы рода и благочестивые поступки.

Когда мы освобождаем своих предков и родственников от низших миров, они дают нам свои благословения. Род начинает процветать.

Поэтому в древних культурах всегда заботились о душах предков. Это можем делать и мы.

40 дней душа на земле вспоминает свои уроки, осознает свои ошибки, к ней приходят важные понимания и осознания. Поэтому чем больше духовной энергии будет у ее родственников, тем более глубокие и светлые реализации будут у нее.

На еще более глубоком сакральном уровне первые 40 дней дух идет к Богу смерти, или в Чистилище, где будет решаться его судьба в связи с тем, как он прожил жизнь. И на этой дороге он видит свои ошибки, грехи.

Очень многое зависит от помощи родственников: они могут сильно облегчить его карму своими подношениями и сделать этот путь легким и спокойным. Именно поэтому первые 40 дней нужно особенно сильно молиться о близком.

Судьба души

На 41-й день выносится вердикт.

И этот день также является очень важным.

Сейчас нужно совершить серьезное пожертвование, хорошо накормить большое количество людей освященной едой, раздавать подаяния, сажать деревья, помогать священнослужителям, держать серьезную аскезу или сухой пост в его честь, способствовать строительству храмов и проведению духовных встреч. Это улучшит его благочестивую карму, ведь там мы расплачиваемся силой своего благочестия.

«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим: вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц — нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», — пишет святитель Иоанн Златоуст.

В 41-й день определяется дальнейшая судьба души, ее следующее воплощение на основе того, что он сделал в жизни, и запаса хорошей кармы.

После 41-го дня многие души получают новые воплощения, поэтому вы можете начать разбирать их вещи, освобождать их комнаты и т.д.

Но даже после воплощения в другом теле энергетическая связь с родственниками остается и влияет на нас, поэтому, сколько бы времени ни прошло с момента ухода родных, никогда не поздно начать помогать им через подношение пищи и чтение молитв.

Цитирую свою наставницу: «Особую роль женщина играет в предложении пищи умершим родственникам. Связь между умершими людьми и их потомками остается очень долгое время. И качество жизни на тонких планетах напрямую зависит от качеств потомков, живущих в этом мире.

Если потомки греховны, то предки могут пойти в ад за то, что не смогли воспитать достойное потомство. Энергетическая связь не исчезает даже тогда, когда предки воплотились в новых телах. Эта связь остается, и женщине нужно сорганизовать мужчин, чтобы они предлагали умершим.

Умершим не нужна грубая физическая пища: им нужна тонкая составляющая этих подношений. Культура Китая и Кореи очень мудра. Они заботятся о предках, делают большие подношения на протяжении всей жизни. В Индии каждый день предлагают умершему освященную пищу.

Освященная пища помогает жить на тонких планетах и даже пройти мимо ада, который был ей предназначен».

Ритуалы можно делать всей семьей и поодиночке, они в любом случае будут иметь силу.

Ритуалы во благо ушедших душ

Резюмирую и перечислю все действия, которые благоприятно совершать после ухода души из тела.

  • Предлагать освященную пищу и воду.
  • Молиться за эту душу.
  • Всякий раз, как умерший будет «приходить» вам в голову, читать молитву или мантру в его честь.
  • Посадить деревья.
  • Накормить людей освященной пищей в качестве помина.
  • Жертвовать священникам и на развитие духовности.
  • Держать аскезу или пост.
  • Посылать свет и любовь этой душе.
  • Читать Библию / 9-ю главу Бхагавад-Гиты / Тибетскую книгу мертвых.
  • Включить запись голоса святой личности, повторяющей мантры или молитвы.
  • Сохранять спокойствие и благодарность.
  • Отказаться от употребления мяса, рыбы, яиц и алкоголя.
  • Очень благоприятно кормить коров от лица умершего.
  • Сильной аскезой считается отрезать волосы.

Все это делать можно не только для умерших взрослых людей, но и для самоубийц и абортированных детей — они также являются полноправными членами рода.

Сохранять культуру погребальных ритуалов необходимо: от нее очень многое зависит не только в грядущей жизни нашего родственника, но и в жизни нашего рода и наших детей. Женщины держат это благополучие в своих руках. Управляйте им, станьте светочем в своем роду!

Источник: https://womansanga.ws/kak-provozhat-v-poslednij-put/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.