Молитва в навруз

Содержание

Навруз Байрам – что это за праздник, традиции, обычаи

Молитва в навруз

Навру́з (Новруз, Нооруз, Наурыз, Наврез) (перс. نو روز — Now ruz, тадж. Наврӯз, курд. Newroz, узбекск. Navroʻz, туркм. Nowruz, казах. Наурыз, кирг. Нооруз, тур. Nevruz, азерб. Novruz, крым. Navrez) — праздник весны и начала нового года у иранских и тюркских народов. Название Навруз (перс. نو روز — Now ruz) в переводе с персидского языка означает «новый день» .

Отмечается в день весеннего равноденствия: 21 марта в Иране, республиках Средней Азии и Закавказья, Как государственный праздник – 22 марта в Казахстане. Навруз является началом года также по календарю бахаи.

История праздника

Считается, что этому празднику более трех тысяч лет. Международным он официально стал лишь в 2009 году, когда ЮНЕСКО включила его в список нематериального культурного наследия человечества.

Навруз является древнейшим земледельческим праздником, его происхождение связано с возникновением земледельческого календаря.

Обычно Навруз Байрам отмечается в день весеннего равноденствия. В этот день солнце находится в созвездии Овна, а по представлениям древних, весь мир был сотворен именно в момент восхода солнца из головы Овна, и в это время происходило отделение света от тьмы, дня от ночи, добра от зла.

Согласно историческим данным Навруз родился в одной из областей Ирана – Хорасане, которая расположена на северо-востоке страны. Предположительной датой рождения праздника, является дата, удаленная от нынешней на 3000 лет назад. В те же времена на территориях Ирана и сопредельных стран начало распространятся земледелие.

Этот праздник напрямую связан с зороастризмом. Навруз – праздник землепашцев, он связан с годовым циклом и календарем землепашцев.

Этот древний праздник символизирует на Востоке окончание зимы и обновление и пробуждение природы.

Происхождение этого праздника уходит своими корнями в дописьменную эпоху истории человечества. Официальный статус он приобрел в Ахеменидской Империи, как религиозный праздник зороастризма. Продолжает повсеместно отмечаться и после исламских завоеваний, вплоть до настоящего времени.

Многие считают Навруз исламским праздником, однако следует отметить, что на территории Ближнего Востока Навруз празднуется только представителями тех народов, которые проживали там до прихода арабов, распространения Ислама и возникновения Арабского Халифата.

Навруз, например, не празднуется арабами в Ираке. В Турции с 1925 года по 1991 год официально его празднование было запрещено. В Сирии празднование Навруза запрещено до сих пор.

Как и у христиан, многие обряды связаны с язычеством, поэтому и Навруз чисто мусульманским праздником назвать нельзя. В этот день принято встречать весну, накрывать стол и загадывать желания.

Традиции и обычаи

Обряды Традиции празднования весеннего равноденствия лишь в незначительной степени варьируются из одной страны в другую, а также из региона в регион. Немного по-разному произносят его названия жители различных государств. Так, в Иране это Ноуруз, в Афганистане – Новруз, в Иране и Турции – Невруз.

От нашего Нового года этот праздник имеет значительное отличие. Его отмечают не ночью, а при свете дня. Однако, как и у нас, это событие семейное. При наступлении торжественного момента все должны находиться дома за праздничным столом. Вся семья непременно собирается вместе, чтобы встречать Навруз. Традиции предусматривают присутствие на праздничном столе, кроме кушаний, семи предметов.

При этом их названия должны обязательно начинаться на букву «с». В их перечень входит рута (сэпанд), зелень пророщенных зерен (сабэн), чеснок (сир), яблоки (сиб), уксус (сэрке), тимьян (сатар), дикие оливки (синджид).

Посреди стола обязательно находится большой каравай, именуемый сангаком, имеется здесь и сосуд с водой, в которой плавает зеленый лист, а также тарелки, на которых лежат крашеные яйца.

Традиции Навруза также пришли к нам из древности, они символизируют обновление и вход в «новую» жизнь. До наступления праздника нужно расплатиться со всеми долгами, убрать жилище и вокруг него, а также приготовить специальные праздничные блюда.

Это происходит по специальному ритуалу, который включает в себя составление хафт-сина и хафт-шин-а. Хафт-син состоит из семи элементов, названия которых начинаются с буквы «С» в персидском алфавите.

Хафт-шин также состоит из семи элементов, названия которых начинаются с буквы «Ш» в персидском алфавите.

Это знаменитый сумаляк (блюдо из проросшей пшеницы), сипанд, сирке (уксус), сэмени, сабзи (зелень) и некоторые другие продукты, в основном растительного происхождения.

Также на стол принято ставить зеркало, свечи и крашеные яйца. Эти предметы имеют символическое значение: свеча — огонь, оберегающий человека от злых духов. Яйцо и зеркало символизируют завершение старого года и наступление нового.

13 день Навруза

Празднование Нового года завершается днем на 13-й день Навруза Все должны выйти из дому или выехать за город, или на окраину села и провести весь день на лоне природы и этим освободиться от невзгод числа «13», которое считается «невезучим». Люди как бы стараются оставить в поле всевозможные невзгоды, которые могут случиться за год, а к вечеру возвращаются домой.

До наступления навруза каждый вторник вечером отмечаются «дни стихий»: день воды, огня, воздуха, земли, в соответствии с учением Авесты о видах зарождения жизни.

Каждая из предстоящих четырех недель – а вернее, четырех сред – посвящена одной из четырех стихий и называется соответственно, хотя названия иногда отличаются, в зависимости от региона. Четыре предшествующие празднику среды называются Су Чершенбе (среда на воде), Одлу Чершенбе (среда на огне), Торпаг Чершенбе (среда на земле) и Ахыр Чершенбе (последняя среда).

Самой важной среди этих сред считается последняя – ахыр чершенбе ахшамы (последний вторник последней недели года), когда разворачиваются главные события.

Этот день насыщен различными обрядовыми действиями и преследуют цель обеспечить благополучие себе, своей семье и в наступающем новом году, освободиться от всех бед и отвратить от себя и семьи неприятности и другие невзгоды.

Все это в руках Аллаха, а не огня и глупых суеверных обрядов, которыми Сатана ввел в заблуждение, заставив поклоняться себе.

Ахыр чершенбе ахшамы (последний вторник последней недели года) отмечался с особой торжественностью. По поверью, если он совпадал с днем наступления Новруза, год ожидался особенно удачливым.

Огнепоклонники предают пламени священного огня свои мольбы. Язычники молятся, чтобы огонь защитил их от врагов и духов. Огонь является в их глазах олицетворением жизни. «Пусть у тебя потухнет костер» – было самое сильное проклятье в этих местах.

В общем, язычество (ширк) во всех проявлениях, которое берет свое начало из древности. Жители Междуречья, по свидетельствам древнегреческого летописца Страбона, собирались на Навруз в «Храме огня». Этим и объясняется широко распространенный сегодня обычай разжигать в дни празднования Навруза костры на улицах.

Источник: https://www.kramola.info/vesti/novosti/navruz-bayram-chto-eto-za-prazdnik-tradicii-obychai

Праздник Навруз

Молитва в навруз

В современном мире Навруз широко отмечается в таких странах, как Азербайджан, Албания, Афганистан, Босния и Герцеговина, Грузия, Индия, Ирак, Иран, Казахстан, Кыргызстан, Китай (СУАР и др.

районы), Косово, Македония, Монголия, Пакистан, Россия (Татарстан, Башкортостан и Северный Кавказ), Пакистан, Туркменистан, Таджикистан, Турция, Узбекистан и целым рядом субэтнических, этноконфессиональных групп и диаспор в различных странах планеты, в том числе в Украине, США и Канаде.

Навруз включен в Список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО.
В 2010 году Генеральная ассамблея ООН объявила 21 марта Международным днём Навруза.

Навруз – самый древний весенний праздник. Он отмечается в день весеннего равноденствия и заслуженно считается любимым праздником во многих странах евразийского континента. Праздник, в котором как в песне Джона Леннона Imagine: нет политики, нет религии, а есть вера, что с обновлением природы приходит новое счастье.

Древнейший земледельческий праздник

Праздник Навруз – ровесник земледелия и связанных с ним ритуалов и культов.

От разлива рек, наступления сезонов дождей или засухи зависела жизнь древних земледельцев Ближнего Востока и Центральной Азии, которые на основе регулярных наблюдений за небесными светилами знали, что с днями солнцестояния или равноденствия связана смена времен года. Так семь тысячелетий назад возник земледельческий календарь солнечного летоисчисления.

Приход весны и начало земледельческих работ определялось прохождением Солнца через точку весеннего равноденствия. На смену зиме приходила весна, на смену холоду – тепло. Наступал «Нав руз» («новый день» на фарси). Так Навруз стал неотъемлемой частью культуры многих народов Ирана и Центральной Азии задолго до возникновения зороастризма, иудейства, христианства и мусульманства.

Старейший письменный источник, где говорится о праздновании Навруза – священная книга зороастризма «Авеста» (между IX и началом VI в. до н.э.). О Наврузе писали древнегреческий историк и географ Страбон (64/63 до н. э. — ок. 23/24 н. э.), поэт Фирдоуси (935 — 1020 гг.) и поэт, философ, математик, астроном и астролог Омар Хайям (1048 — 1131 гг.).

С самых древних времен в земледельческих оазисах в дни празднования Навруза устраиваются большие народные гуляния. К Наврузу готовятся загодя. На улицах селений и городов наводится чистота, они украшаются и принимают праздничный вид. Существует добрая традиция высаживать саженцы фруктовых деревьев и выезжать на лоно весенней природы.

 В парках, скверах и на центральных улицах устраиваются праздничные базары и торговые ярмарки, выступают певцы и танцоры. В Навруз повсеместно проходят состязания народных острословов, певцов и сказителей. Меряются силами мастера национальной борьбы. Проводятся бои перепелок и петушиные бои, сталкиваются в схватке круторогие бараны.

Особняком стоят традиционные национальные конноспортивные состязания, скачки и единоборства всадников, собирающие многие тысячи зрителей. Самое популярное и противоречивое соревнование – купкари (улак).

Спорт сильных людей и умных коней, игра, в которой всадники борются за тушу барашка или козла, которую надо отбить, защитить от соперников и закинуть на финише в условный земляной «котёл».

Победители обретают не только почёт и уважение, в качестве приза они могут получить и новый автомобиль.

Волшебные блюда Навруза

Древний и красивый праздник очень разумен в своих традиционных блюдах. Конечно, на празднично накрытом столе современного человека – всё кулинарное богатство мира. Но в праздник Навруза углеводно-белково-жировые излишества не самое главное украшение стола.

Тысячелетиями наши предки после долгой зимы боролись с авитаминозом при помощи простого, но чрезвычайно эффективного средства – блюдами из проросшей пшеницы.

Cовременная наука доказала, что в пятидесяти граммах ростков пшеницы содержится столько же витамина С, сколько в шести стаканах апельсинового сока.

Представьте: пророщенная пшеница содержит почти весь ряд витаминов В, необходимых человеку, включая тиамин (витамин В1), рибофлавин (витамин В2), ниацин (витамин В3), пантотеновую кислоту (витамин В5), пиридоксин (витамин В6) и фолиевую кислоту (витамин В9). Богат продукт и минералами: много калия и железа, а ещё цинка, кальция, фосфора, селена, магния, натрия, меди и марганца.

Ритуальные блюда из проросшей пшеницы многие тысячелетия украшают праздничные весенние столы. С ними связано множество преданий, легенд, верований и традиций. Самое знаменитое – лакомство сумалак (суманак). Его приготовление – целый ритуал и таинство, в котором участвуют только девушки и женщины.

Они целые сутки варят блюдо из сока проросшей пшеницы, муки и растительного масла. Всю ночь напролет звучат у огромного котла песни, рассказываются истории и каждая женщина, помешивая сумалак, загадывает свои самые заветные желания. И они сбываются.

Это же Навруз! Особый ритуал – изучение рисунка, который получается на поверхности котла в самом финале. Часто это – рисунок раскинувшей крылья волшебной птицы. Хороший сумалак сияет как лак и сладок без всякого добавления подсластителей благодаря содержащимся в проросшей пшенице олигосахаридам — сахарозе, мальтозе и лактозе.

А если вам в чашке попадется речная галька, которую добавляют в котёл, чтобы сумалак не пригорал – то сохраните её – она сулит удачу.

Мужчины в это же время и так же долго варят мясное блюдо с соком проросшей пшеницы – халим (халиса). Получается сильная, питательная каша, испытанный веками афродизиак.
Наутро и сумалак, и халим раздают всем, кто принимал участие в закупе ингредиентов и в приготовлении блюд, родственникам и друзьям.

Источник: https://www.advantour.com/rus/silkroad/nowruz.htm

Навруз: предания, обряды, секреты..

Молитва в навруз

События24 марта 2015 17:18 Марина Герасимова

Татьяна Григорьева

Чем угощать, кого звать в гости, какие песни петь, во что одеваться?

Наврӯз, Новруз, Наурыз, Нооруз, Наврез – это неполный список вариантов названия Нового года по астрономическому солнечному календарю, который отмечают весной во многих странах. Традиции и особенности праздника «СтоЛИЧНОСТЬ» выясняла у известных людей разных национальностей.

Буйство красок и полыхание костров

Ильгар Гаджиев, член президиума Всероссийского азербайджанского конгресса

На стенах полутёмной комнаты свои невероятные танцы выплясывают язычки пламени. В каждом уголке уютно пахнет свечами и сластями, а во всех предметах, находящихся на столе, живёт маленькая сказка. В центре стола как на троне восседает зеленеющий король в короне из красной оправы – Сэмэни (солод. – Ред.). И уверен в том, что именно он – главный почётный гость этого праздника.

Окутанные притягательными запахами шекербура, пахлава и другие сласти манят к себе каждого, кто со счастливой улыбкой заходит в комнату. Но всё это не просто так: в свои владения наконец вернулась розовощёкая весна, и каждое деревце, каждая травинка, каждый лучик солнца и каждая капля утренней росы с трепетом и радостью встречают долгожданную красавицу.

Новруз пришёл, весна пришла!

Одним из самых любимых и главных праздников всего азербайджанского народа является Новруз Байрамы. Это истинно народный праздник, в обычаях и традициях которого, как в водах чистейшего ручья, отражается вся щедрость азербайджанцев.

Праздник этот, чарующий и загадочный, символизирует приход весны и нового года, обновление как природы, так и человека, очищение души и начало новой жизни. Новруз означает «новый день». Именно этот праздник является одним из древнейших, его отмечали ещё до нашей эры.

С древнейших времён Новруз породил множество обычаев и обрядов, связанных с магией, культом природы и плодородия, верованиями в умирающую и вновь воскрешающуюся природу. К празднику на блюдах высеивают пшеницу, её зелёные ростки должны стать украшением стола, символом рождения новой жизни, нового года. Подготовка к празднику Новруз начинается за месяц.

Четыре предшествующие празднику вторника (точнее, ночи со вторника на среду) в Азербайджане считаются праздничными и называются Су Чершенбе (день воды), Одлу Чершенбе (день огня), Йел Чершенбе (день ветра) и Ахыр Чершенбе (последний день) или Торпаг Чершенбе (день земли).

Перед Новрузом обязательно нужно покаяться в грехах, примириться с недругами, простить долги. В дни праздника добрые ангелы приносят изобилие и благоденствие тем, у кого чисты помыслы, кто светел душой, у кого порядок в мыслях и в доме. В Баку Новруз отмечается намного торжественнее, чем другие праздники.

Каждый вторник во дворе каждого дома или у ворот разжигают костёр. Женщины бросают в огонь узерлик – душистую траву, – приговаривая слова, призванные отвести от их семьи все беды и напасти. В домах готовятся праздничные лакомства, столы изобилуют шекер-чуреком, бадамбурой, пахлавой, шекербурой и другими сластями.

Как правило, на столе должны быть семь блюд, название которых начинается на букву «С».

Новруз Байрам окутан сказочностью и детскими воспоминаниями, именно в этот праздник ощущаешь себя частью большой единой семьи, имя которой «азербайджанский народ».

Новруз – это буйство красок, фантазии и веселья, это запах пахлавы и плова, это полыхание костров и весёлые ватаги мальчишек, пытающихся доказать себе и всему миру, что они самые отважные и отчаянные. Это победа добра над злом, жизни над смертью.

Мы зажигаем свечи и загадываем желания, главное из которых – чтобы рядом с нами всегда была любовь наших близких.

Именно в этот праздник хочется снова стать беззаботным ребёнком, сидеть около бабушки, слушать её сказки, смотреть, как таинственно горят свечи, верить в то, что так будет всегда, что вновь придёт Новруз, а вместе с ним радость и надежда, которые мы можем подарить себе и другим!

Сюмелек – главное блюдо стола

Бурулча Торобекова, руководитель общественного объединения «Женщины Кыргызстана»

В нашем киргизском селе с детства отмечали и любили этот праздник. Мама варила сюмелек (сладкая масса шоколадного цвета из пророщенных зёрен пшеницы. -Ред.) – основное блюдо Навруза. Родители копали перед домом землю, ставили в углубление большой казан и зажигали огонь.

И всю ночь женщины варили сласти, пели и танцевали, а мы – малыши – наблюдали за всем со стороны. Когда варка заканчивалась, нас сажали на эту земляную печку, ведь там было очень тепло, и считалось, что тот, кто посидит на этом месте, не будет никогда болеть.

А какие казаны огромные были – на 200-300 л, целый аул можно было накормить!

В Москве живу уже 31 год и не раз варила сюмелек в городских условиях – это вполне возможно. За пять дней до Навруза нужно замочить пшеницу и через сутки поставить в тёмное место прорастать. Следить за всходами может только одна женщина, каждое утро ей нужно молиться и после этого смотреть, как прорастает зерно.

Через 3-4 дня, когда появятся признаки жизни, пшеницу пропускают через мясорубку и берут от неё белое молоко. Как это делается? К размолотому зерну добавляют немного воды, а потом процеживают через марлю. Потом снова добавляют воду. Операцию нужно проделать три раза.

И все три порции такого «молока» оставляют в разной посуде.

Сюмелек начинают варить утром, за день до Навруза. В раскалённый котёл наливают растительное масло и нагревают, затем кладут в него муку и первую порцию молока – всё это тщательно и непрерывно помешивают деревянной лопаткой. Когда масса начинает густеть, добавляют вторую порцию молока, потом третью.

Это многочасовой процесс, поэтому в нём участвуют сразу несколько женщин – и готовка превращается в своеобразные посиделки с молитвами, разговорами, песнями. И без участия мужчин. К примеру, если начинаем варить сюмелек в 12 ч. дня, то закончим только в 2-3 ч. ночи.

Считается, что казан нужно накрывать тогда, когда появится первая звезда. Мы открываем форточку и смотрим на небо. Потом 3-4 часа даём блюду отдохнуть и сами спим, а утром открываем и пробуем. Сюмелек принято раздавать всем, кто участвовал в приготовлении и внёс свою долю продуктами.

А уже потом эти женщины угощают своих родственников и знакомых. Важный момент: когда казан только открывают после ночи, на поверхности массы всегда есть рисунок, по которому обычно предсказывают будущее. Например, в год, когда я увидела на поверхности сюмелека люльку, моя дочь вышла замуж и родила мне внучку.

А вот когда получились очертания мостов – на нашей родине были военные конфликты. То есть мосты оказались символом разобщения.
Почему наши предки обязательно встречали Навруз? Чтобы был хороший урожай и люди не голодали.

Считалось, что на тех, кто не накрывал богатый стол, не устраивал жертво-приношений, земля обижалась и на ней ничего не росло. Поэтому Навруз нужно отмечать даже не семьёй, а всем аулом – чем больше людей, тем лучше. Вот и московский Навруз объединяет разные народы, что замечательно.

Одежда тоже только новая!

Корпагуль Худайбердиева, дизайнер национального костюма

В праздник нужно надевать только новые вещи – все-все-все – до носков. Ведь человек должен полностью обновиться, как обновляется весной жизнь. Это одна из многочисленных традиций, которые все обязательно соблюдают.

Я родилась в Туркмении, в маленьком городе Керки (ныне Атамурат), на границе с Афганистаном. В советское время Навруз был под запретом, но у нас не задумывались над этим – гуляли и гуляли. Ходили по гостям большими многодетными семьями, готовили много еды и угощали соседей.

Надевали очень красивые платья с вышивкой, шаровары – всё это настолько мне с детства запомнилось и понравилось, что я полюбила рукоделие и занимаюсь популяризацией национального костюма по сей день. Моё увле-чение подхватила дочка – она дизайнер. Кстати, в Туркмении пышно и грандиозно Навруз стали отмечать только с 1991 г.

, после провозглашения независимости, – с официальными выходными, но, как я уже сказала, из жизни простых людей он не уходил никогда.

В Москве я живу с 2002 г., а до этого училась в Белоруссии, потом ещё много лет поездила по всей России, так как муж у меня военный. Но Навруз в нашей семье отмечали всегда: традиционные блюда готовили и звонили близким в Туркмению.

Этот праздник не обошёлся без мясного пирога ишлеки, шурпы (супа, который у нас подают обязательно с тыквой) и плова. Нравится мне отмечать Навруз и на городских площадках.

Например, мы собираемся в Московском доме национальностей – берём туда свои руко-делия, проводим мастер-классы, накрываем стол и обязательно устраиваем концерт!

Звучат все песни о весне

Гульчечек Галямова, певица

У меня татарские корни, но родилась я в Казахстане, в семье первоцелинников. Мои бабушка и дедушка приехали по комсомольским путёвкам в 1950-е гг. в Казахстан поднимать целину. В Алма-Ате, где в начале 1990-х я училась после школы в музыкальном училище, Навруз отмечают грандиозно.

Каждую весну на улицах появляется целый город из белых юрт, где готовят плов, национальную выпечку – баурсак, мясное горячее блюдо бешбармак, особый, похожий на окрошку, суп на айране (кисло-молочном напитке. – Ред.). Все общаются. Родственники приезжают, встречаются давние друзья.

Кстати, казахи, киргизы и узбеки говорят «Науруз» – без «в».

После окончания алма-атинского училища я продолжила учёбу в Казани – в консерватории. По моим наблюдениям, в Татарстане Навруз особо не празднуют, здесь в почёте другой праздник – Мавлид (день рождения пророка Мухаммеда), однако я уверена, что они к этому ещё придут. Просто Татарстан находится немного в стороне от Азии, где Навруз очень чтят.

Мне этот праздник нравится ещё и тем, что он объединяет разные поколения, дети активно участвуют во всём, что делают взрослые, и таким образом передаются многовековые традиции, прослеживается связь между старшими и младшими.

С 2000 г. я живу в Москве, но продолжаю дружить и с казахской диаспорой, и с татарской. Выступаю на мероприятиях, приуроченных к Наврузу. Но и в другие дни в нашем доме звучат народные песни – и казахские, и татарские.

Мы с мужем музыканты, и наши четверо детей, похоже, выбрали эту же профессию. Старшая дочь учится в Женев-ской консерватории, средние ходят в музыкальную школу имени Гнесиных, а младший, хоть ему всего 3,5 года, тоже очень любит петь и танцевать.

Впрочем, чему удивляться, ведь все кочевники всегда были очень музыкальными, например, домбра была в каждой казахской юрте.

А в Навруз все поют и танцуют. Какие-то специальные песни? Нет – подойдут любые о весне. У каждого народа таких много, как, впрочем, и авторских произведений, посвящённых непосредственно этому празднику.

Обмен традициями

Лира Смирнова, председатель правления РОО «Общество чувашской культуры»

Наше общество приняло участие в самом первом Наврузе в Москве – 10 лет назад. С тех пор всегда отмечаем этот праздник. Какое отношение имеет культура Чувашии к Наврузу? Дело в том, что православие пришло на нашу землю только в XIX в., до этого сильны были языческие традиции. А Навруз – это не мусульманский праздник, он имеет более древние корни.

Праздник весны отмечали ещё древние арийцы, поэтому его отголоски можно найти у многих народов. Да, в Чувашии нет Навруза, но есть месяц нарăс, который соответствует февралю. А именно в этот период зима сдаёт свои права и уступает место весне.

Потом в некоторых районах у нас до сих пор отмечают древний праздник Нардуган, который, как и Навруз, посвящён пробуждению природы и торжеству жизни, его начало приходится на тот период, когда начинает расти световой день. Поэтому связь традиций очевидна, вот мы и считаем правильным принимать участие в организации Навруза в Москве.

Это наш вклад в поддержание межнационального мира и согласия в столице. А ещё приятно каждый раз видеть вдохновлённые лица людей, которые приходят на праздник.

Праздник объединяет всех!

Раушан Канапьянова, председатель координационного совета РОО «Форум женщин Евразии»

Как дитя Советского Союза я мало что знала об этом празднике, ведь он был занесён в разряд религиозных, запрещённых. Широко отмечать его начали лишь в годы перестройки. Я тогда работала зампредом Целиноградского облисполкома (Целиноград – ныне Астана – столица Республики Казахстан. – Ред.).

Поскольку Наурыз (у нас так говорят) чем-то сродни русской Масленице, упор мы делали на этнические традиции, а не на религиозные. На улицах Целинограда ставились огромные котлы, где готовились национальные угощения. И люди собирались возле них, и чувствовалась какая-то ностальгия по подобным мероприятиям.

Несмотря на то что город был многонациональным, праздник объединил всех. В районах, где проживала в основном молодёжь, установили традиционные казахские качели алтыбакан. Зачем? А в старые времена влюблённые юноши раскачивали девушек. Эта новинка тогда произвела настоящий фурор.

Всюду работали базары и ярмарки. На одной из них я увидела старика, которого не могу забыть до сих пор. Он был в старинном шёлковом национальном халате небесного цвета.

И пусть его одеяние пахло нафталином, потому что пролежало в сундуке многие годы, было видно, что человек взволнован: радуется возвращённому празднику и вспоминает свою юность.

Хочется отметить, что и москвичи уже привыкли к Наурызу, вне зависимости от вероисповедания они знают о нём достаточно.

Во многом это заслуга столичного Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма, который не первый год организует общегородской Наурыз.

Но было бы совсем замечательно, если бы московскую инициативу поддержали в Правительстве РФ и стал бы Наурыз общегосударственным праздником, как Новый год и Рождество!

Источник: http://www.100lichnost.ru/rubrica/33/18226

Ежедневная молитва

Молитва в навруз

Повседневную молитву заратуштрийца можно разделить на две основные части: бāйисте и шāйисте. Хотя оба слова можно перевести как «должное», «(релгиозный) долг», первое носит более строгий характер и может быть истолковано как «обязательное», в то время как второе лучше перевести как «предписываемое», «то, что следует (совершать)».

 Освоение практики молитвы начинается с бāйисте – основы, упускать чтение которой в каждый гах настоятельно не рекомендуется. Эта часть состоит из начала молитвы, то есть, перевязывания пояса, и её завершения. В неё входят:

1.       Соруш-важ (молитва омовения и снятия пояса)

2.       Авеста-йе Кошти (молитва повязывания пояса)

3.       Бересад – краткая молитва, призывающая всех язатов и ратов услышать и принять совершённое почитание.

Часть шāйисте состоит из последовательности молитв из Хорде Авесты, зависящей от текущего гаха, а также от дня месяца и от того, обычный это день или праздничный. Данная последовательность включается в молитву по следующей схеме:

1.        Соруш-важ

2.       Авеста-йе Кошти

Шāйисте

3.       Бересад

Иначе говоря, любая последовательность молитв должна быть завершена Бересадом.

Повседневные молитвыШāйисте

Молитвы Шāйисте также состоят из отдельных уровней, исполнение которых зависит как от времени, так и возможностей молящегося. Традиционный порядок чтения повседневных молитв такой:

1.       Молитва Гаха (посвящения Ахура Мазде и язатам-покровителям гаха)

2.       Неяеши (краткие извлечения из Ясны, содержащие различные молитвенные просьбы)

3.       Яшты (Гимны язатам)

4.       Пазендские завершающие молитвы: Сетайеш-е Якта Ходаванд, Тандорости и Пейман-е Дин

Некоторые молитвенные правила:

  • Молитва Гаха читается в соответствии с текущим гахом: Хаван, Рапитвин, Узирин, Аивисрутрим и Ушахин.
  • В дневные гахи (Хаван, Раптвин и Узирин) следует читать Хоршид и Мехр неяеши.
  • Мах-неяеш читается в ночные гахи, прежде всего в Аивисрутрим, что, однако, предписывается делать это прежде всего в определённые дни в соответствии с фазами Луны.
  • Ардвисур-неяеш также не является обязательным к ежедневному чтению, хотя это и приветствуется. Крайне желательно читать его в определённые дни (о чём сказано ниже), прежде всего в гах Узирин.
  • Аташ-неяеш следует читать перед огнём в любой гах, рекомендуется делать это хотя бы раз в день.
  •  Основные яшты, рекомендуемые к повседневному чтению в любой день:

Ормазд-яшт (Гимн Ахура Мазде) – его можно читать в любое время, но прежде всего в гах Хаван  Ушахин.

Хаптанг-яшт (Гимн семи Амешапсандам) – также рекомендуется к чтению в указанные гахи.

Ардибехешт-яшт (Гимн Аше Вахште) – в гах Хаван.

Соруш-яшт Хадохт (Гимн Сраоше из Хадохта) – в гах Хаван, Узирин, Ушахин.

Соруш-яшт Шаб (Ночной гимн Сраоше) – в гах Аивисрутрим.

Молитвы для опредлённых дней

Некоторые молитвы предписывается читать в определённые дни заратуштрийского календаря.

Неяеши:

Как уже упоминалось, Мах-неяеш следует читать в соответствии с фазами Луны, а именно в День новой Луны, Полнолуние и в Старый Серп. Так же рекомендуется его читать в день Бахман, Мах, Рам и Гуш.

Аташ-неяеш особенно рекомендуется читать в дни Ормазд, Ардбехешт, Азар, Соруш и Варахрам, а также в дни праздников Ардибехештган и Азарган.

Ардвисур-неяеш следует читать прежде всего в дни Эсфанд, Абан, Дин, Ард и Мантра Спанд, а также дни праздников Хордадган и Абанган.

Яшты:

1. Ормазд-яшт особенно рекомендован к чтению в дни Ормазд, Дей-бе-Азар, Дей-бе-Мехр и Дей-бе-Дин.

2. Хафтанг-яшт – в первые семь дней месяца, посвящённых Амешаспандам, а также в дни Дей-бе-Азар, Дей-бе-Мехр и Дей-бе-Дин.

3. Ардибехешт-яшт – в день Ардибехешт (в гах Хаван)

4. Хордад-яшт – в день Хордад (в гах Аивисрутрим)

5. Абан-яшт – в день Абан (в дневные гахи)

6. Хоршид-яшт – в дни Шахривар, Хоршид, Мехр, Асман и Анарам

7. Мах-яшт – в дни Бахман, Мах, Гуш и Рам

8. Тештар-яшт – в дни Хордад, Тиштар, Фарвардин, Вад

9. Гуш-яшт – в дни Бахман, Мах, Гуш и Рам

10. Мехр-яшт – в день Мехр

11. Соруш-хадохт-яшт – в день Соруш

12. Рашн-яшт – в дни Амордад, Рашн, Аштад и Замьяд

13. Фарвардин-яшт – в день Фарвардин

14. Варахрам-яшт – в день Варахрам

15. Рам-яшт – в день Рам

16. Дин-яшт – в день Дин

17. Ард-яшт – в день Ард

18. Аштад-яшт – в дни Рашн и Аштад

19. Зам-яшт – в день Замьяд

Как читать молитву

Молитва в заратуштрийской религии читается тремя способами:

1.       Чтение в полный голос

2.       Чтение шёпотом (вадж)

3.       Чтение про себя

Чтение в полный голос – наиболее распространённый способ, так следует читать как молитвы на авестийском, так и составленые преимущественно на пазенде. Шёпотом чтаются пазендские вставки в авестийских текстах. Про себя читаются поминания имён и дополнительные молитвы, в том числе в свободной форме.

Молитва может читаться как в храме, так и дома или на природе, как ндивидуально, так и вместе с другими верующими: в кругу семьи, друзей, соседей, во главе с мобедом или без него.

Чтение групповых молитв (молитв Хамазур) бывает трёх видов:

1.       Мобед или лицо, замещающее его в качестве главы на молитве, читает часть из Авесты, а остальные повторяют за ним.

2.       Группа читает часть из Авесты хором в полный голос.

3.       Мобеды читают Авесту без голоса в виде ваджа.

Источник: http://blagoverie.org/tradition/prayer/everyday.phtml

Молитва на навруз

Молитва в навруз

  • 0 Сохранили
    • 0Добавить в цитатник
    • 0Сохранить в ссылки

    Информация

    Нажмите на картинку и вы попадете на сайт с тремя виртуальными часовнями, где можете поставить свечку, помолиться.

    На сайте находится часовня “Спасительницы России”, Часовня Николая Угодника и часовня Матроны Московсой. В каждую часовенку вы можете зайти, отурыв ее на весь экран. Вверху (В меня) вы так же можете прочитать заповеди!

    навруз – языческий праздник

    • Mar. 5th, 2013 at 10:41 PM

    С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

    Скажи: «Он – Аллах Единый, Аллах вечный. Он не родил и не был рожден, и нет никого, равного Ему».

    Во избежание этого люди обвязывали красными шерстяными нитками свои руки, шеи детей и домашних животных.

    Обязательно в «новый год» надо было одеться во что-нибудь новое или хотя бы нашить новую заплату на старую одежду.

    На кимах (годеканах) выворачивались чанта (сумки), обменивались подарками и крутили собранные разукрашенные куриные яйца: у кого дольше крутилось яйцо, тот и выигрывал.

    Все это в руках Аллаха, а не огня и глупых суеверных обрядов, которыми Сатана ввел в заблуждение, заставив поклоняться себе.

    “О амир-уль-муминин, это день Новруз”.

    Он сказал: “Тогда сделайте каждый день Фейруз (вместо новруз)!”

    (Приводится в книге аль-Бейхаги ас-Сунан аль-Кубра, 9/532).Ибн Теймийа (да смилостивится над ним Аллах) сказал по этому поводу: “Али даже не хотел использовать название, которое они дали своему празднику. Так что же говорить о совершении того, что они делают во время своих праздников?”

    (Игтида ас-Сырат аль-Мустагим, 1/954)

    Некоторые интерпретируют это как «праздник» «весны и труда» (у других народов Дагестана – праздник пахоты или первой борозды). Наступление весны отмечается как зарождение (возрождение) жизни. Все это пережитки языческого прошлого.

    Подобные представления весьма распространены также у индусов и полностью противоречат исламскому вероучению, согласно которому души умерших находятся в могиле до Судного Дня.

    По традиции, в первый день праздника все домочадцы должны были находиться дома. В народе говорят: “Если в праздничный день не будешь дома, будешь семь лет скитаться”.

    Как правило, в дни праздника наружные входные двери не запирали. В первый день Нового года в каждой семье всю ночь должен гореть свет.

    Это знак благополучия, тушить огонь ни в коем случае нельзя: погасший огонь – признак несчастья.

    Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

    إنَّ الله قَدْ أبْدَلَكُم بِهِمَا خَيْراً مِنْهُمَا: يَوْمَ الأضْحَى، وَيَوْمَ الْفِطْرِ

    «Воистину, Аллах заменил ваши прежние два праздника на другие, которые лучше них, – это день аль-Адха (Жертвоприношение) и день аль-Фитр (Разговение)». Хадис передали: Ахмад (11750), Абу Дауд (1135)

    В данном хадисе ясно сказано, что Аллах заменил нам народные и языческие праздники на два исламских праздника, а замена подразумевает отмену замененного.

    Аллах пречист от всякого сотоварища.

    Концом тех и других станет попадание в Огонь, в котором они пребудут вечно. Таково воздаяние беззаконникам!»

    (Коран, сура «Сбор», аяты 19 и 17)

    Молитва на удачу, 3 самые сильные молитвы

    Доброе время суток Всем! Будем рады видеть Вас на нашем видеоканале в ютубе канал . Подписывайтесь на канал, смотрите видео.

    Удача – одна из основных важных составляющих нашего жизненного пути. Если она Вам сопутствует, то дела Ваши будут идти намного проще и легче. Но что делать в том случае, если она от Вас отвернулась? Тогда Вам помогут три сильные молитвы на удачу. Регулярное их чтение поможет сделать везение и успех Вашими постоянными спутниками.

    Молитвы на удачу

    Молитва – это специальный священный текст, который несет очень большой энергетический поток. Есть 3 самых сильных молитвы на удачу во всем. Каждая молитва имеет свой специальный текст, но их цель сводится к одному и тому же – обращение удачи на просящего. Они адресованы:

    Если Вы будете регулярно выполнять некоторые правила, то удача обязательно придет в Вашу жизнь. Какую из этих молитв выбрать – это Ваше личное решение. В данном вопросе больше полагайтесь на свой внутренний голос, интуицию и душу.

    Только они могут Вам подсказать, какой сделать правильный выбор. Независимо от того, в пользу какой молитвы Вы сделали выбор помните, что произносить сам текст стоит с определенным настроем. Сила такой молитвы зависит от силы Вашей веры.

    Есть также и прочие составляющие, которые имеют также немалою важность:

    Такие обращения к высшим силам помогут обрести веру в свои силы, уверенность, укрепить сознание, подарить надежду. Только искренняя молитва, которая идет от самого сердца, способна дойти до Господа. Помыслы просящего должны быть чистыми, без корысти и злобы, а также эгоизма.

    Если просить Господа о чем либо и иметь плохие побуждения, то это может грозить гневом Божьим. В таком случае удача может не только отвернуться от Вас, но и покинуть на длительное время. И вернуться лишь тогда, когда просящий сможет вымолить прощение у высших сил за свои грехи.

    Молитва Господу

    Сильная молитва на удачу и успех первоочередно адресована конечно Господу. Именно он обладает огромной силой.

    Только помните, что рассчитывать на Его помощь можно лишь в случае, если молитва не принесет вреда другим людям. Читать молитву рекомендуют в храме перед иконой. Хотя если нет такой возможности, то можно сделать это и дома.

    Перед чтением молитвы стоит зажечь свечу и перекрестится. После поклонится и прочитать шепотом текст молитвы.

    «Господи, Спаситель наш, Отец наш милостивый! Да взлетит слово мое к Престолу Твоему, да не затеряется оно в моленьях других, да не осквернится оно помыслами греховными! Каждое дитя Свое Ты благословляешь на житие праведное и радостное.

    Каждое дитя кающееся Ты прощаешь и милуешь, любовью Своею исцеляя да пороки омывая с чела грешного. Присно молящиеся покой да счастие покой находят подле стоп Твоих. Даруй мне, Господи, прощение Свое да удачу в делах благочестивых, Тебе угодных.

    Во имя Отца, м Сына, и Святого Духа. Аминь!»

    Читать ее рекомендуют перед любым важным событием.

    Молитва Ангелу-Хранителю

    Данная молитва входит в перечень сильных молитв на благополучие и успех. Ангелы-Хранители есть у каждого и основная их задача – направить человека на правильный путь. Он оберегает нас от всякого негативного вмешательства в нашу жизнь. Если Вы хотите обратить Его внимание на Вас, то стоит вести благочестивый образ жизни.

    Если Вы так не будете делать, то он может отвернуться от Вас и тогда Вы потеряете божьего заступника. Молитва ему на удачу способна кардинально изменить Вашу судьбу. Для того, чтобы данная молитва подействовала, ее текст стоит произносить ежедневно перед сном.

    «Ангел Божий, что днесь да присно за моей спиной стоишь! Ты всякое деяние мое видишь, слово каждое слышишь, думу всякую читаешь. К тебе моя грешная душа обращается да помощи просит.

    Помолись со мной Господу за грехи мои, прошлые да грядущие. Наставь меня на путь истинный, к Отцу нашему ведущий. Подсоби в делах праведных, защити от лиха худого.

    Привнеси процветание в житие мое во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь!»

    Молитва Николаю Чудотворцу

    Этот святой никогда не оставляет без внимания тех, кто к нему обращается за помощью, особенно в тех случаях, когда она им действительно нужна. Желательно читать данный текст в храме, так как он будет обладать большей силой. Если все-таки проделываете эту процедуру дома, то перед иконой и с зажженной свечой.

    «Николай Чудотворец, Угодничек Божий, святой заступник наш да благодетель! Возьми меня под крыло свое благодатное да благослови дела мои молитвою своею.

    Заслони от подступов греховных да помоги душу от пороков очистить, дабы Отца нашего восхвалять и Создателя. Направляй рукою своею удачу мне в помощь. Заступничества твоего смиренно прошу как в пути, так и в пучине морской.

    Славлю тебя, Николай, да чудеса твои! Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь!».

    Данные молитвы разны по своему содержанию, но направлены на достижение одного и того же результата. Вкладывайте в них свою душу и молитесь от чистого сердца и удача обязательно придет в Вашу жизнь.

    Смотрите еще видео с сильной молитвой на успех и удачу во всем святому Трифону:

    Является ли Навруз мусульманским праздником?

    • Mar. 22nd, 2016 at 12:51 PM

    Новруз — праздник персидских язычников огнепоклонников.

    С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

    Аллах говорит в Коране в суре «Очищение Веры» (аль-Ихлас):

    Скажи: «Он – Аллах Единый,

    Он не родил и не был рожден,

    и нет никого, равного Ему».

    В последние годы с особым усердием многие мусульмане Средней Азии, Кавказа, да и России, чествуют «персидский Новый год» – Навруз, уходящий корнями в зороастрийские верования.

    Так, праздник, противоречащий нормам Ислама, о чем сказано во многих фетвах, стал прочно ассоциироваться с возрождением национальных традиций у тех, кто под таковыми, видимо, понимает укоренившиеся суеверия и доисламские пережитки.

    Мусульманин, торжественно отмечающий наступление весны, а затем совершающий намаз, выглядит в глазах образованного человека, по меньшей мере, нелепо. Неудивительно, что в подобных торжествах, как правило, участвуют те, кто не соблюдает столпов Ислама, а то и вовсе не знает об их существовании.

    Вечером, начиная от Дербента и до самого Ирана и Индии, огнепоклонники зажигают ритуальные костры и совершают поклонение шайтану в виде огня. Костры можно увидеть и на некоторых улицах Махачкалы, где выходцы из Южного Дагестана празднуют национальный праздник». Азербайджанцы и персы собираются в шиитской мечети и в своем кругу «отмечают» Навруз.

    Он сказал: “Тогда сделайте каждый день Фейруз (вместо новруз)!”

    (Приводится в книге аль-Бейхаги ас-Сунан аль-Кубра, 9/532).Ибн Теймийа (да смилостивится над ним Аллах) сказал по этому поводу: “Али даже не хотел использовать название, которое они дали своему празднику. Так что же говорить о совершении того, что они делают во время своих праздников?”

    (Игтида ас-Сырат аль-Мустагим, 1/954)

    Некоторые интерпретируют это как «праздник» «весны и труда» (у других народов Дагестана – праздник пахоты или первой борозды). Наступление весны отмечается как зарождение (возрождение) жизни. Все это пережитки языческого прошлого.

    По традиции, в первый день праздника все домочадцы должны были находиться дома. В народе говорят: “Если в праздничный день не будешь дома, будешь семь лет скитаться”.

    Как правило, в дни праздника наружные входные двери не запирали. В первый день Нового года в каждой семье всю ночь должен гореть свет.

    Это знак благополучия, тушить огонь ни в коем случае нельзя: погасший огонь – признак несчастья.

    Ему ответили: “Во времена джахилии (язычества) мы развлекались в эти дни. Пророк салаллахи алейхи ва саллам ответил: «Аллах вам заменил те два праздника на два более полезных праздника – это Курбан и Ураза». ( приводится у Абу Дауда).

    Навруз – не исламский праздник

    Навруз – первый день иранского календаря, начало весны, соответствующий дню Ормазд месяца Фарвардин (перс. فروردین ‎) (приблизительно 21 марта); равноденствие – равенство дня и ночи. (wikipedia). Само слово «навруз» переводится как «новый день».

    Отмечается он как день Навруз (Новый год) у иранских и тюркских народов.

    В этот день повсюду разжигают костры и перепрыгивают через пламя, что не редко приводит к ожогам, а иногда и к пожарам, известны случаи со смертельным исходом.

    Кстати, в самом Иране, где народ широко отмечает этот праздник, духовные лидеры, в том числе аятолла Хомейни, призывал не отмечать его как не соответствующий Исламу.

    Навруз был когда-то главным праздником огнепоклонников, календарь которых делился на два сезона, сменявших друг друга в дни весеннего и осеннего солнцестояния. По древней зороастрийской традиции эту ночь люди проводят с большим количеством огня и веселья.

    Официальный статус он приобрёл в Ахеменидской Империи как религиозный праздник зороастризма. Продолжает повсеместно отмечаться и после исламских завоеваний, вплоть до настоящего времени. В современное время отмечается в дни, на которые приходится весеннее равноденствие.

    Многие по ошибке считают Навруз исламским праздником, хотя к Исламу он никакого отношения не имеет.

    Многие по незнанию поздравляют мусульман с Наврузом, считая его началом нового года по исламскому календарю.

    У мусульман есть свои великие праздники, такие как Ураза-байрам и Курбан-байрам, которые и стоит отмечать, а следование зоорострийским традициям никак не стыкуется с Исламом.

    Кроме того многие действия, совершаемые во время празднования Навруза, противоречат нормам Ислама. Например, перепрыгивать через огонь, при этом считая, что смываются грехи. Распитие спиртных напитков и народные гуляния, где мужчины и женщины веселятся вместе, тоже из Навруза. Такие действия запрещены в Исламе.

    Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) сказал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Кто уподобится какому-нибудь народу – тот из них» («Сунан ибн Давуд», № 3512).

    عَنْ ابْنِ عُمَرَ قَالَ قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مَنْ تَشَبَّهَ بِقَوْمٍ فَهُوَ مِنْهُمْ

    Следует отметить, что на территории Ближнего Востока Навруз празднуется только представителями тех народов, которые проживали там до прихода арабов, распространения Ислама и возникновения Арабского халифата.

    Соответственно, Навруз, например, не празднуется арабами в Ираке и Сирии. В Турции с 1925 года по 1991 год празднование Навруза было запрещено официально.

    В Сирии празднование Навруза запрещено до сих пор. (wikipedia).

    Желаем всем мусульманам крепкой веры и понимания религии Аллаха и следования правильному пути, указанному Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение).

    Источник: https://xn-----6kccgdvsdzky9au.xn--p1ai/molitva-na-navruz/

  • Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.