Молитва славословие это

Славословие

Молитва славословие это

Славосло́вие – высшая форма молитвы и соответствующие ей молитвословия.

1. Молитвословия:

  • Малое славословие – молитва Святой Троице: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь».
  • Великое славословие – молитвословие, начинающееся с евангельского стиха «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк.2:14) и состоящее из стихов, посвященных прославлению Святой Троицы и стихов псалмов, завершающие стихи – трисвятое. Входит в состав богослужения утрени и повечерия. В праздничные и воскресные дни великое славословие на утрене поется, в будние – читается.В богослужебной практике укоренился обычай на Великом славословии открывать Царские врата, а священнику облачаться в фелонь.

2. Высшая форма молитвы, когда человек всем сердцем и умом погружен в любовь к Богу.

Преподобный Паисий Святогорец: Пусть «слава Тебе, Боже» никогда не сходит у вас с уст. Для меня, когда что-то болит, лекарством служит «слава Тебе, Боже»; ничто другое не помогает. «Слава Тебе, Боже» даже выше, чем «Господи Иисусе Христе, помилуй мя».

Старец Тихон говорил: «“Господи Иисусе Христе” стоит сто драхм, а “слава Тебе, Боже” стоит тысячу драхм, то есть гораздо больше». Этим он хотел сказать, что человек испрашивает милость Божию по необходимости, а славословит Бога по любочестию, и это имеет большую ценность.

Он советовал говорить «слава Тебе, Боже» не только, когда у нас всё хорошо, но и когда терпим невзгоды, потому что и испытания попускает Бог для пользы души.

***

Текст великого славословия

Прослушать:

Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Хвалим Тя, благословим Тя, кланяем Ти ся, славословим Тя, благодарим Тя великия ради славы Твоея.

Господи, Царю Небесный, Боже, Отче Вседержителю, Господи Сыне Единородный, Иисусе Христе, и Святый Душе. Господи Боже, Агнче Божий, Сыне Отечь, вземляй* грех мира, помилуй нас.
Вземляй грех мира, приими молитву нашу. Седяй одесную Отца, помилуй нас. Яко Ты еси Един Свят; Ты еси Един Господь, Иисус Христос, в славу Бога Отца, аминь.

На всяк день благословлю Тя и восхвалю имя Твое во веки, и в век века. Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам!
Благословен еси, Господи Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки, аминь.

Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя.

Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим (трижды).

Господи, прибежище был еси нам в род и род. Аз рех: Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе.

Господи, к Тебе прибегох: научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой, яко у Тебе источник живота, во свете Твоем узрим свет. Пробави* милость Твою ведущим Тя!

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас! (трижды).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков, аминь.

Святый Безсмертный, помилуй нас. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас!

____Вземляй — подъемлющий.

Пробави — простри.

***

Великое славословие
протоиерей Димитрий Кувырталов

«Слава Тебе, показавшему нам свет» – этим возгласом в конце всенощного бдения древняя Церковь приветствовала начало нового дня.

Великое славословие – одно из древнейших песнопений Церкви – прославляет Бога Творца, Промыслителя, Искупителя, Спасителя и Жизнодавца. В этом возвышенном и торжественном песнопении мы хвалим, благословим, покланяемся, славословим и благодарим Бога.

Здесь мы исповедуем Божественные Имена, через которые, как через солнечные лучи, нас касается Божественная теплота, радость и сила.

Центральная часть Славословия – это история нашего спасения, совершенного Иисусом Христом не за наши заслуги, а по неизреченной и непостижимой милости Божией к нам.

«Во свете Твоем узрим свет». Заканчивается Славословие великим ликованием. Человек, исполненный греховного мрака, просвещается чувством Божественного присутствия. Становясь светом, он видит себя рядом с Богом непросвещенным мраком; осиянный благодатью Божией, становится способным лицезреть Бога – «Во свете Твоем узрим свет! Продли, Господи, милость Твою знающим Тебя».

Церковь знает три вида моления – прошение, благодарение и славословие. Когда душа исполнена милостей Божиих, когда она благодарит Бога за все, ниспосылаемое ей, тогда она в благоговейном восторге славословит, поет и превозносит Живоначальную Троицу. Поэтому Великое Славословие заканчивается пением Трисвятого.

Человек не может жить без Бога, человек сроден Богу. Бог соделал нас Собой… Человек славословит Бога, навыкая райскому состоянию души.

***

великого славословия
Михаил Скабалланович. Толковый Типикон

Самое славословие начинается ангельскою песнью при рождении Спасителя, – чем утреня, уже близящаяся к концу, возвращается к своему началу (любимый прием в церковных песнях).

Такая высокая, небесная песнь освящает наши уста (как и пред утреней) для нашей собственной песни, которая и начинается со слов: «хвалим (собственно: «поем») Тя, благословим Тя, кланяем Ти ся» (ср.

с заключением к недавней 8-й песни канона), напоминающих своею краткостью и общностью величайшую песнь литургии («Тебе поем»): как там не указывается, за что поем, благословим и благодарим Господа и о чем молимся Ему, потому что благодарим тогда за все и молимся о всем и перечень вышел бы бесконечным, так не указывается это и здесь, а указывается верховная причина нашей хвалы, поклонения и благодарения – великая слава Божия.

За этим прославлением Бога в песни следует молитва к Нему, переходом к которой служит молитвенное обращение ко всем лицам Св. Троицы порознь. Из Св.

Троицы молитва направляется главным образом к Ходатаю нашему на небе, Агнцу Божию (любимое название Спасителя у древних христиан), у Которого мы просим помилования (основное прошение всех молитв бдения – ектений), обусловливаемого между прочим принятием настоящих наших (долгих и уже близящихся к концу) молитв.

Для уверенности в успехе этого прошения оно заключается тем торжественным исповеданием Христа, какое возглашается на литургии пред самым приобщением Св.

Таин: «(Яко Ты еси) един Свят, (Ты еси) един Господь, Иисус Христос, в славу Бога Отца» (неизмеримую славу Божию наличность такого Сына еще увеличивает, хотя увеличить ее как бы некуда).

Этим заканчивается первая часть великого славословия, заключающаяся первым «аминь» в нем.

Вторая часть уже не так радостна и восторженна, притом, как и 3-я часть, она почти всецело компилятивна – составлена из слов Св. Писания. Прославление Бога, наполняющее ее («на всяк день», следовательно и в наступающий, «благословим Тя», потому что имя Твое будет прославляться вечно, – из Пс.

144, 2-й прославлялось ранее: «благословен еси, Господи Боже отец наших» – Дан. 3:25), омрачается здесь сознанием греховности нашей, которая может как бы нарушить и прервать это вековечное прославление (ср. «в славу…» конца 1-й части) Божие одним греховным днем, от чего да сохранит нас Бог сегодня. Второе «аминь».

Третья часть уже исключительно молитвенная.

Покаянная скорбь здесь уже настолько усиливается, что радостное прославление Бога, которым началось великое славословие и которое должно быть главным предметом его, едва прорывается кое-где в отдельных выражениях («Благословен еси Господи» – Пс.118:12).

Эта часть и начинается молитвою, а не хвалою, в противоположность первым двум, молитвою общего характера о милости Божией, однако растворяемою надеждою на Бога («Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя» – Пс.32:22).

Эта общая молитва принимает затем более определенный характер и сводится к просьбе у Бога – научить нас Его оправданиям, просьбе, выраженной словами 118 пс: «Бла­гословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим» и повторяемой трижды – к 3 Лицам Св. Троицы (причем повторение это делается не с изменением в тексте, как на вечерне в «Сподоби Господи», а с буквальною точностью, чем эффект усиливается).

Далее эта еще довольно общая просьба развивается и разъясняется: для осуществления в жизни оправданий Божиих нужно очищение от грехов и умение творить волю Божию.

То и другое может быть подано только Самим Богом, к Которому и нужно прибегнуть за помощью, как прибегали к Нему всегда и все («Господи, прибежище был еси нам в род и род» – Пс.89:1); у Него и испрашивается сначала очищение от грехов (словами Пс.

40:5: «Аз рех» – усиленная просьба: «Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе»); а затем еще усиленнее («Господи, к Тебе прибегох…») – научение воле Его (Пс.142:9).

Молитва заключается твердою уверенностью в исполнении ее, обосновываемой (как в возгласах после ектении: «Яко Ты еси») на особенной близости к нам Бога («Бог мой», Пс.142:9,10), источника жизни и света («во свете Твоем узрим свет», т. е.

утренний – возвращение к начально­му возгласу великого славословия при конце его). Последними словами своими: «пробави (продли) милость Твою ведущим Тя», вместе с предыдущими: «яко у Тебе…» (Пс.

35:10,11) третья часть великого славословия возвращается к своему началу, причем начальное ее прошение о милости Божией к нам («буди») здесь усиливается («пробави»).

Нельзя не заметить, что указанная связь между отдельными предложениями настоящей длинной песни не очень тесная; переходы в ней от одной мысли к другой довольно неожиданны.

Песнь состоит, собственно, из отрывочных молитвенных и хвалебных восклицаний, из которых каждое слишком полно, законченно само в себе, чтобы еще нужно было продолжение или восполнение его. Все выражения взяты из Св.

Писания, и оттуда выбраны самые сильные.

***

На будничных (неславословных) и великопостных праздничных утренях, а также на повечериях  Великое славословие заменяется чтением вседневного славословия.

Текст вседневного славословия:

Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Хвалим Тя, благословим Тя, кланяем Ти ся, славословим Тя, благодарим Тя, великия ради славы Твоея. Господи, Царю Небесный, Боже, Отче Вседержителю, Господи Сыне Единородный, Иисусе Христе, и Святый Душе.

Господи Боже, Агнче Божий, Сыне Отечь, вземляй грех мира, помилуй нас. Вземляй грех мира, приими молитву нашу. Седяй одесную Отца, помилуй нас. Яко Ты еси Един Свят; Ты еси Един Господь, Иисус Христос, в славу Бога Отца, аминь.

На всяку нощь благословлю Тя и восхвалю имя Твое во веки, и в век века.

Господи, прибежище был еси нам в род и род. Аз рех: Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе.

Господи, к Тебе прибегох, научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой, яко у Тебе источник живота, во свете Твоем узрим свет. Пробави милость Твою ведущим Тя.

алфавитный указатель

Святые – «гении религиозности».
О. Сергий Булгаков.

Как о смысле музыки мы судим не по ресторанным шлягерам, а по Моцарту и Баху, как о сути живописи мы составляем представление не только на основе комиксов – так и о духовном подвиге надо судить не только по знакомой прихожанке.
диакон Андрей

В христианском опыте открывается, что смерть не есть антоним жизни, смерть есть часть жизни.
У христианина есть три дня рождения: физическое, духовное (в крещении) и день смерти. Неслучайно дни памяти святых – это дни их смерти.

Page 3

Воскресе́нье – еженедельный праздничный день (малая Пасха), которым начинается богослужебная седмица. Назван так в память воскресения из мертвых Господа Иисуса Христа.

В церковно-богослужебных книгах называется еще неделей, т.к. в этот день не положено заниматься житейскими делами (не-деля), но следует посвящать его молитве, чтению духовной литературы и делам милосердия.

Воскресный день не отменяет и не заменяет празднование субботы.

Источник: https://azbyka.ru/slavoslovie

Начални молитви. Православен молитвослов

Молитва славословие это

Преди да започнеш каквото и да е добро дело (и след като станеш от сън и преди лягане), застани благоговейно, като пред лицето на Бога, за Чиято чест и слава трябва всичко да вършим.

Прекръсти се бавно и кажи:

В името на Отца и Сина и Светия Дух. Амин!

Во имя – заради името, за чест и слава. Амин – истина, наистина (всичко, което казваме в молитвата е истинно).

Бог е по Своята същност един, но се е явил на хората в три лица: като Бог Отец, като Бог Син и като Бог Дух Свети. (Затова казваме в името, а не използваме множествено число). Трите лица на Св. Троица имат еднаква власт и чест и заслужават еднакво поклонение. В тази начална молитва молим Пресветата Троица да ни благослови невидимо заради Своето име.

След това почакай малко, докато утихнат всичките ти чувства и мислите ти оставят всичко земно.

Направи три поклона и се моли – бавно и със сърдечно внимание:

Боже, бъди милостив към мене, грешния.

Това е молитвата, за която разказва св. ап. Лука в евангелската притча (Лука 18:9-14). Митарят (the Publican, мытар) се покаял за греховете си и получил прошка. Ето как е описано това в Евангелието:

Двама души влезли в храма да се помолят. Единият от тях бил фарисей, а другият – митар. Фарисеят застанал пред всички и се молил на Бога с думите: Боже, благодаря Ти, че не съм като другите човеци, грабители, неправедници, прелюбодейци, или като тоя митар: постя два пъти в седмица, давам десятък от всичко, що придобивам”.

Митарят пък, съзнавайки че е грешник, стоял надалеч и не смеел дори да подигне очи към небето. Удряйки се в гърдите, той казвал: “Боже, бъди милостив към мене грешника!”.

Така молитвата на смирения митар се оказала по-богоугодна, отколкото на гордия фарисей понеже всеки, който превъзнася себе си, ще бъде унизен; а който се смирява, ще бъде въздигнат”.

Тази молитва произнасяме всеки път, когато съгрешим, с надеждата и увереността, че Бог не ще ни накаже, а ще прости греха ни поради нашето сърдечно разкаяние.
Господи, Иисусе Христе, Сине Божий, заради молитвите на Твоята Пречиста Майка и на всички светии, помилуй нас. Амин.

Иисус – Спасител Христос – Помазаник. Наречен Е така, защото в най-голяма степен е имал онези дарове на Светия Дух, които в Стария Завет получавали царете, пророците и първосвещениците чрез помазване с миро.
Ради
– заради, поради. Молитв ради – по молитвите. Помилуй нас — бъди милостив към нас, прости ни.

Иисус Христос е Божи Син – второто Лице на Светата Троица. Като Божи Син, Той е истински наш Бог, както и Бог Отец и Бог Дух Свети. Неговото име на земята е Иисус, тоест Спасител, защото Той ни спаси от греховете и от вечната смърт.

С тази молитва молим Господа да прояви милост към нас и да ни прости съгрешенията. Светиите са всичките живели преди нас хора, водили благочестив живот и добили Божията благодат. Вярваме, че те вече са заедно с Бога на небето и се молят и застъпват на Спасителя за нас.

Сред тях са пророците, апостолите, светителите и  мъчениците за вярата, както и Пресветата Дева Мария.

Поради изключителната си святост именно Тя бе избрана за Майка на Божия Син тогава, когато Той, вечно съществуващият, като Бог пожела да се яви на човеците на земята, за да им дари спасение.

Тази молитва, както и молитвата на митаря, трябва да бъде в ума и сърцето на християнина възможно по-често.

Необходимо е, постоянно съгрешавайки пред Бога, да се обръщаме постоянно и с молба за прошка към Него, дарителят на всички блага.

Молитвата можем да произнасяме и по-кратко: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, или още по-кратко: Господи, помилуй! – така, както в богослужението я произнасяме десетки пъти.

Слава на Тебе, Боже наш, слава на Тебе!

Малко славословие. В тази хвалебна молитва не молим нищо, а само славим Бога и изразяваме благоговение пред съвършенството Му. Произнасяме я преди другите молитви – в знак на благодарност за Божията милост към нас.

Можем да кажем и по-кратко: Слава Богу, когато завършваме което и да е начинание и добро дело, напр. учение, работа, при получаване на добра вест и пр.

Царю небесни, Утешителю, Душе на Истината, Който си навсякъде и всичко изпълваш, Съкровище на благата и Подателю на живота, дойди и се всели в нас и ни очисти от всяка сквернота и спаси, Благий, нашите души. *

Душе истины – дух на истината. Иже – който. Везде Сый – навсякъде си, навсякъде пребиваваш. Вся исполняяй – всичко изпълваш. Сокровищеблагих – хранилище, източник на благата, на всичкото добро. Вселися в ны – всели се в нас. Скверна – грях, сквернота.

Молитва към Святия Дух

Към кого е тази молитва? Към Св. Дух – третото лице на Св.Троица.

Откъде е взета молитвата? От църковните песни на празника Петдесетница (денят на Св. Троица), когато възпоменаваме слизането на Св. Дух на апостолите.

Как е слязъл Божият Дух на апостолите? Апостолите (учениците на Иисуса Христа), обичали чистосърдечно Учителя си, и се натъжили много, когато Той им предизвестил раздялата си с тях. За тяхна утеха, Господ обещал да им изпрати Св. Дух.

Така и станало: на десетия ден след Възнесението Си, когато апостолите били заедно с други вярващи, Господ им изпратил Св. Дух. Около 9 часа сутринта внезапно се появил силен шум от небето, който изпълнил помещението в която били. Светият Дух се явил като огнени езици, и апостолите се променили изведнаж в душата си.

Апостолите почувствали утеха и радост в себе си; всичките им недоумения и нечисти чувства изчезнали. Просветлени от Св. Дух, апостолите започнали да говорят на различни езици, които дотогава не знаели, да прославят Божието величие и да проповядват Христовото учение на всички народи.

Какво молим с тази молитва? Молим Св. Дух да дойде и в нас, да ни очисти от всички грехове и да ни избави от вечно наказание.

С какви имена наричаме Светия Дух в молитвата? (“Царю небесни, Утешителю, Душе на Истината…”) Наричаме Го Царю небесни, защото Той – като истинен Бог, равен на Бога Отец и Бога Син – царства невидимо над нас, владее и управлява както нас, така и целия свят, цялата вселена.

Въпреки, че Е навсякъде, на небесата присъствието на Светия Дух е особено славно.
Наричаме Го също Утешителю, защото ни утешава в скърбите и нещастията, така както някога утеши апостолите[*].

Наричаме Го Дух на истината (така, както сам Спасителят Го нарече), защото Той учи всекиго само на едната истина; учи ни на добро, на нетърпимост към лъжата, на това, което е полезно и спасително за нас.

Какво значат думите “Който си навсякъде и всичко изпълваш” (“Иже везде сый и вся исполняяй”)? Светият Дух е Бог. Той е навсякъде; няма място, което да не самоизпълва. Като управляващ целия свят, Той вижда всичко и дава това, което не ни достига за живота ни на земята и за вечния живот на небето.

Какво значат думите “Сокровище благих и жизни Подателю”? Св. Дух е хранител (съкровище) на всички блага, източник на всички благодеяния. Всичко в света живее и се ръководи от Св. Дух. Той дава живот на всичките твари; от Него човекът получава след смъртта си духовен, свят и вечен живот, очиствайки се чрез Него от своите грехове. Той помага на човека да върши добрини, да живее свято.

Какво измолваме от Св.

Дух? Обръщайки се към Духа Свети с думите дойди и се всели в нас и ни очисти от всяка сквернота”, Го приканваме да пребивава в нас постоянно, като в свой храм, да ни очисти от всеки грях (сквернота) и да ни направи свети, достойни за Неговото пребиваване в нас самите. Молим също Източника на най-висшето добро да ни избави от вечното наказание за греховете ни и да ни дарува, да ни удостои с Царството Небесно: “…и спаси, Благий, нашите души”.

[*] Гръцката дума Параклит, използвана в църковните книги за наименованието на Св. Дух, изначава не само Утешител, но и Ходатай, Защитник наш пред Отца.

Светий Боже, Светий Крепки, Светий Безсмъртни, помилуй нас!(три пъти, с поклон до кръста.и кръстно знамение).

Крепкий – силен; Безсмертный – неумиращ, вечен. Помилуй нас – прояви милост, бъди милостив към нас, прости ни.

Трисвета молитва (Ангелска песен)

Към кого отправяме тази молитва?Към трите лица на Св. Троица (затова я повтаряме и три пъти), които проявяват милост към нас, като прощават греховете ни.
С думите Свeтий Боже се обръщаме към Бог Отец.

С думите Свeтий Крепки наричаме Бог Син – силен и всемогъщ както Бог Отец, Който като човек страда и умря, но разруши ада и победи дявола чрез Своето възкресение.

С думите Свeтий Безсмъртни наричаме Бог Дух Свети, не само защото самият Той е извечен – както Отца и Сина, – но също дава като Бог живот на тварите, а на хората – духовен, добродетелен живот и безсмъртие.

Защо наричаме молитвата ангелска песен? Християните употребяват тази молитва от пети век. По времето на благочестивия цар Теодосий Втори и патриарх Прокъл Константинопол бил разрушен от страшно земетресение. Всички се събрали на голям молебен за прекратяване на земетресението.

Там, пред очите на всички, невидима сила издигнала на небето малко момченце. Върнато обратно на земята, то разказало на удивения народ, че е чуло ангелско пеене в прослава на Бога. Умиленият народ повторил молитвените ангелски слова Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный и добавил помилуй нас.

Преданието разказва, че това сложило край на разрушителното земетресение.

Слава на Отца и Сина и Светия Дух, и сега и винаги и во веки веков. Амин.

Ныне – сега.Присно – винаги. Во веки веков – безкрайно.

Кратко славословие към Пресветата Троица. С тази молитва отново не молим нищо от Бога, а само Го славим – Господ, явил се на хората в три Лица: Отец, Син и Дух Свети, на Който сега и винаги подобава еднаква чест и еднаква възхвала.

Пресвета Троице, помилуй нас, Господи, очисти греховете ни, Владико, прости беззаконията ни, Светий, посети и изцели немощите ни, заради Твоето име!

Пресвятая – свята в най-голяма степен; Троице – Троица, трите Лица на Бога: Бог Отец (Господи), Бог Син (Владико) и Бог Дух Свети (Святый) ; грехи и беззакония – нашите дела, противни на Божията воля, грехове, нарушение на закона; посети – ела; исцели – излекувай; немощи – слабостите, греховете ни; имене Твоего ради – за да се прослави Твоето име. Помилуй нас — бъди милостив към нас, прости ни.

Молитва към Пресветата Троица

Към кого отправяме тази просителна молитва?Първоначално се обръщаме към трите Лица на Бог едновременно с молба да се смили над нас.

След това се молим и на всяко от Лицата на Троицата:
> на Бог Oтец (Господи) – да очисти греховете ни;
> на Божия син (Владико) – да опрости Той, господарят на целия свят, нашите грехове (беззакония);
> на Светия Божи Дух (Святый) – да се доближи до нас, да дойде и да излекува слабостите ни, духовната ни немощ.

Какво означават последните думи имене Твоего ради? “Заради Твоето име” се отнася отново към трите Лица на св. Троица. Тъй като Бог е един, то и името Му е едно.

Затова не казваме “Твоите имена”, а “Твоето име”. С молитвата молим всъщност за едно нещо, но с различни изрази: да ни избави Бог от прегрешенията.

Желаем Бог да ни прости греховете не поради нашите заслуги, а за прослава на Пресветата Троица.

Господи, помилуй! (три пъти)

Помилуй – смили се, прости ни.

Това е една от най-древните и обща за всички християни молитва. Произнасяме я всеки път, когато си припомним нашите собствени съгрешения. Молитвата произнасяме три пъти, за прослава на св. Троица. За да изпросим Божието благословение за всеки час на деня и нощта, произнасяме молитвата дванадесет пъти, а четиридесет пъти – за освещение на целия ни живот.

Вж. също “Господи, помилуй!” – за най-кратката църковна молитва

Слава на Отца и Сина и Светия Дух, и сега и винаги и во веки веков. Амин.
Отче наш, Който си на небесата! Да се свети Твоето име, да дойде Твоето Царство, да бъде Твоята воля, както на небето, тъй и на земята; насъщния ни хляб дай ни днес, и прости нам дълговете ни, както и ние прощаваме на длъжниците си, и не въведи нас в изкушение, но избави ни от лукавия.

Отче – Отец; Иже – Който; Иже еси на небесех – Който си на небесата, или небесен; да святится – да се прослави; якона небеси – както на небето; насущный – необходимият за съществуването; даждь – дай; остави – прости; долги – грехове; должником нашим – хората, които са прегрешили към нас; искушение – съблазън, опасността да съгрешим; от лукаваго – от хитрия и злия, т.е. дявола, духът на злото.

Господня молитва

+ COMMENTS +

Oтносно молитвата “Царю небесни, Утешителю…”

От Великден до Възнесение Христово молитвата се заменя с:

Христос възкръсна от мъртвите, като със смърт смъртта потъпка
и на тия, които са в гробовете, дарува живот. (Тропар на Пасха)

От Възнесение до Св. Троица молитвата на Св. Дух се пропуска. [ обратно към текста ]

[ КЪМ УТРЕННИТЕ  МОЛИТВИ ]  [КЪМ ВЕЧЕРНИТЕ  МОЛИТВИ ][ ПРАВОСЛАВЕН МОЛИТВОСЛОВ ]

    www.Pravoslavieto.com

Источник: http://www.pravoslavieto.com/molitvoslov/molitvi/nachalni.htm

Виды и формы православных молитв

Молитва славословие это

–> Молитвы –> Виды и формы православных молитв

В молитве христианин изливает перед Богом всю свою душу: прославляет Бога за Его высочайшие совершенства, благодарит за милости, благодеяния и просит о своих нуждах. Отсюда три главных вида молитвы: славословие, благодарение и прошение.

Славословие — самый совершенный и бескорыстный вид молитвы. Чем чище, безупречней существо, тем ярче отражаются в нем высочайшие совершенства Божии и, отражаясь, невольно вызывают восторженные слова славы и хвалы. Так ангелы на небесах непрестанно хвалебною песнею прославляют Господа. “Славословие, — говорит еп.

Феофан Затворник, — не есть холодное созерцание свойств Божиих, а живое ощущение их с радостью и восхищением.”
Благодарение выражается человеком за полученные благодеяния Божии. Оно, естественно, рождается в признательной и чуткой душе.

Из десяти прокаженных, исцеленных Спасителем, один только самарянин вернулся, чтобы поблагодарить Его (Лк. 17:12-19).

Наиболее распространенным видом молитвы является прошение, вызываемое сознанием человека своей слабости, немощи, неопытности. По причине страстей и грехов наша душа больна и немощна. Поэтому в молитве необходимо просить у Бога прощения грехов и помощи в преодолении наших недостатков.

Иногда прошение вызывается грозящей нам опасностью, нависшей над нами, нуждой и т.д. Прошение в молитве неизбежно в виду наших немощей и угодно Господу (Мт.7:7, Иоан.16:23).

Но если наши молитвы носят по преимуществу просительный характер, если голос хвалы, благодарности почти не слышится в них, это свидетельствует о недостаточно высоком уровне нашего духовно–нравственного развития.

Различные виды молитвы часто между собой соединяются. Человек просит Господа о своих нуждах и вместе с тем славит Его за Его величие, благость, и благодарит Его за то, что может дерзновенно обращаться к Нему как к своему милосердному Отцу.

Самые торжественные хвалебные церковные песни переходят иногда в умилительные прошения (“Слава в вышних Богу,” “Тебе Бога хвалим”), и, наоборот, слезные мольбы к Богу о помощи разрешаются в величавый аккорд песни благодарения и хвалы. Таковы многие псалмы, напр.

145, 148 и другие.

В Священном Писании говорится о нескольких видах молитв, каждый из которых подходит для определенных духовных запросов, выполняя различные функции. В молитве мы прославляем величие Божие, благодарим Его за неизреченные милости и просим об удовлетворении наших нужд и о прощении грехов, ходатайствуем за других: за своих родных и близких, за друзей, священнослужителей …

Молитвы Хвалебные

Приступать к молению и оканчивать его лучше молитвами Хвалебными, прославляя Господа за все Его Божественные совершенства, созерцая в такой молитве Его премудрость, благость, провидение и помощь, благодаря Господа за все даруемое, и подготавливая свое душевное состояние к смиренному приятию Его воли, какой бы она не была.

Примерами хвалебных молитв могут являться 99 и 103 псалмы из Ветхого завета, акафисты, молитва Пресвятой Богородице святого Иоанна Дамаскина «О Тебе радуется…», молитва святителя Василия Великого:Благословляю Тебя, Господи, долготерпеливого и незлобивого, ежедневно являющего Свое долготерпение мне грешнику, и всем нам дающего свободу покаяться. Ибо для того, Господи, молчишь и терпишь нас, чтобы мы славословили Тебя, домостроительствующего спасение рода нашего, посещавшего нас то страхом, то увещаниями, то чрез пророков, а напоследок пришествием Христа. Ибо Ты сотворил нас, а не мы. Ты Бог наш.Краткие хвалебные молитвы:Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитвы просительные

Основное количество молитв, возносимых Господу, является молитвами-прошениями, ибо слаб человек, и собственных его сил недостаточно для вершения как внешней материальной жизни, так и жизни внутренней – духовной.

Вознося просительную молитву, православный христианин просит Господа укрепить силы духовные и телесные, указать верный путь, содействовать в благополучии жизни духовной и материальной.Примерами просительных молитв являются ектенья, молитва мытаря:Боже, будь милостив ко мне грешному.

Молитва Животворящему Кресту:Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Краткая молитва: Господи, помилуй!

Молитвы ходатайственные

Разновидностью просительных молитв являются молитвы ходатайственные – то есть молитвы за других людей. Православный человек молится за всех, как за себя для дарования людям духовного разума и веры, осознания, раскаяния и освобождения от грехов и страстей.

Кроме того, есть люди, которые нуждаются в молитвах, но не могут возносить их к Господу в силу телесных, душевных или духовных болезней.

Ходатайственные молитвы возносятся за членов семейства, сродников и благодетелей, за духовные и светские власти, за скорбящих, бедствующих, претерпевающих гонения, подверженных телесным, душевным и духовным недугам, за своих врагов, за всех людей и за усопших православных христиан.

Молясь за других людей, православный христианин укрепляет единое духовное тело Церкви, способствует обращению Божией благодати на тех, за кого ходатайствует, и сам получает от Господа благословение и благодатную помощь для созидания своего спасения.Ходатайственные молитвы за других людей и усопших возносятся на литургиях Василия Великого и Иоанна Златоуста.

В литургии Василия Великого молятся о Вселенской Церкви, о храме, в котором совершается богослужение, о священнослужителях, о трудящихся в храме, о монахах и отшельниках, о царе, властях и воинстве. Отдельные прошения воссылаются Богу о семейных парах, младенцах, юношах, стариках, об отпавших от Церкви, о бесноватых, путешествующих, вдовах, сиротах, пленниках, больных, о заключенных и находящихся в нужде и о тех, чьи имена забыты.Примером ходатайтсвенной молитвы служит Молитва о церкви Господа Бога нашего Иисуса Христа (Иоанн. 17:20-26):

Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их…

Молитвы покаянные

Просительные молитвы, возносимые человеком без признания и раскаяния своих грехов, могут не снискать молитвенных плодов, даруемых Господом.

Для устранения этого серьезного духовного препятствия существуют молитвы покаянные, которые возносятся Богу человеком в осознании и сокрушении в своих грехах, желании освободить от них свою душу.

Такому человеку, искренне, а не притворно и лицемерно ищущему исправления своего сердца и души Господь может отпустить грехи и не наказывать за них, давая возможность трудиться над исправлением себя и своей внутренней и наружной жизни.

Основным содержанием покаянных молитв является просьба о прощении грехов и даровании Божественных щедрот для исправления души. Поскольку никто из людей небезгрешен, творя грехи как действиями, так и помышлениями, то сокрушаться в грехах следует постоянно, совершенствуя свою душу.

Покаянные молитвы можно найти в Триоди постной и в Великом каноне Андрея Критского. Также покаянными молитвами являются псалмы пророка Давида: 24-й, 31-й, 37-й, 38-й, 50-й, 51-й 129-й, и отдельные фрагменты других псалмов, например:Согреших Ти, Христе Спасе, яко блудный сын: приими мя, Отче, кающася, и помилуй мя, Боже.Помилуй нас согрешающих Тебе много, на всякий час, о Христе мой, и даждь образ прежде конца покаяться Тебе.Покаянная 3-я молитва ко Господу Нашему Иисусу Христу:

Тебе, Господи Боже мой, главу мою преклоняю, и во исповедании сердечном вопию: согреших, Господи, согреших на небо и пред Тобою, и несмь достоин просити от Тебе прощения; но Ты якоже блуднаго сына, помилуй мя, раба Твоего (имя), яко мытаря оправдай мя, и яко разбойника Царствия Твоего сподоби.

Молитвы благодарственные

В благодарственных молитвах православные христиане говорят о своей любви к Богу, как к источнику всякого истинного блага в виде Божественной Любви и великих щедрот. В таких молитвах человек славит Господа, благодаря Его не только за дарованные милости, но и вообще за все данное или не данное.

“О всем благодарите: сия бо есть воля Божия о Христе Иисусе в вас”, – поучает святой апостол Павел. Святитель Иоанн Златоустый говорит, что неполучение, когда бывает по воле Божией, не менее благотворно, как и получение.Благодарственные молитвы способствуют преображению души молящегося и, следовательно, и изменению жизни человека в лучшую сторону.

Ежедневно воздавая благодарность Господу и Силам Небесным за счастье жить, не только за ниспосланные блага, великие или малые, но и за постигающие бедствия и утраты, молящийся человек обретает христианское смирение, учится ценить и быть признательным за то малое, что имеет, пестуя в себе духовную добродетель.

Примерами благодарственных молитв являются 17 псалом царя Давида из Ветхого Завета, Песнь хвалебная св. Амвросия Медиоланского, Песнь хвалебная Пресвятой Богородице и благодарственная молитва св.

праведного Иоанна Кронштадского за все благодеяния Божии:Благодарю Тя, Господи Боже мой, за дарование мне бытия, за рождение меня в христианской вере, за Пречистую Деву Марию, Ходатаицу о спасении рода нашего, за святых Угодников Твоих, молящихся за нас, за Ангела Хранителя, за общественное богослужение, поддерживающее в нас веру и добродетель, за Священное Писание, за Святые Таинства, а в особенности Тело и Кровь Твою, за таинственные благодатные утешения, за надежду получить Царствие Небесное и за все блага, Тобою мне дарованные.Краткая благодарственная молитва Ангелу-хранителю:

Восславив Господа, тебе воздаю должное, ангел-хранитель мой. Славен будь еси в Господе! Аминь.

Молитвы тайносвершительные

Тайносвершительные молитвы читаются при совершении Таинств Православной Церкви,священнодействий, явленных в Православных церковных обрядах, через которые верующим сообщается невидимая Божественная благодать или спасительная сила Божия.

Всего таких Таинств в Православии семь: Крещение, Миропомазание, Евхаристия (Причащение), Покаяние, Таинство священства, Таинство брака и Елеосвящение. Все Таинства совершаются Богом посредством священников.

Исключение лишь одно: при угрозе жизни крещаемого и отсутствии рядом священнослужителя, Таинство Крещения может совершаться при посредстве любого верующего православного мирянина.Тайносвершительная молитва при Таинстве Крещения:

Крещается раб Божий (раба Божия, имярек) во имя Отца (первое погружение), аминь, и Сына (второе погружение), аминь, и Святаго Духа (третье погружение), аминь.

Формы молитв

Молитвы разделяются на:• церковные (соборные) и домашние, или общественные и частные,

• внешние и внутренние.

По словам святых отцов, одна молитва «Господи, помилуй» в храме имеет гораздо большую силу, чем многие молитвы и поклоны на дому.

Действительно, в храме все верующие соборно, как бы едиными устами и единым сердцем, исповедуют Господа, здесь Он ближе к каждому молящемуся и скорее приемлет его молитвы, чем где-либо в другом месте.

Более того, скудость молитвы одного восполняется верою другого, усиливается молитвами священнослужителей, утверждается присутствием Святых Таин, пением и чтением Священного Писания.

Даже не произнося про себя слова каких-то конкретных молитв (что простительно новоначальным), но с благоговением внимая всему происходящему в доме Божием, вы проникаетесь общим молитвенным настроением и тоже являетесь участником соборной молитвы.

Домашняя же молитва, молитва в большинстве своем уединенная, не имеет такой благодатной силы, как молитва общая, молитва Церкви, о которой Сам Господь сказал так: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18,19–20). Как правило, православные христиане совершают ее в своих домах (квартирах) в специальном месте – так называемом «красном угле».

Отметим особо, что домашняя молитва обязательно должна дополняться церковной (участием в богослужениях).

Как молиться, чтобы Господь услышал

Без молитвы духовная жизнь наша и алчет, и жаждет, и умирает. Святитель Иоанн Златоустый

Обращение человека к Господу Богу, к Богородице, к Святым угодникам, к ангелам и другим Силам Небесным бесплотным называется молитвою: «Молитва есть благоговейнейшее обращение ума и сердца нашего к Богу». Сущность православной молитвы состоит в осознании присутствия Бога и внутреннего единения с Ним.

Молитвенное обращение может быть наружным, выраженным произнесением или чтением молитвы в голос либо пением. Молитва может быть и внутренней, когда окружающие могут и не знать о творимом в глубине человеческого духа обращении к Богу.

Такая внутренняя молитва, в зависимости о степени духовного развития человека и благоволения к нему Господа Бога Нашего, может твориться в мыслях и именоваться «умною молитвою», а может проникать вглубь его души, наполнять собой сердце и твориться чувствами и любовью к Богу без необходимости мысленных словесных формулировок слов молитвы, которая уже будет именоваться «молитвой сердечной». Молитва является сильнейшим, но очень тонким духовным инструментом в единении человека с Богом для стяжания молитвенных плодов, даруемых Им в ответ на молитву.Прикосновение к Божественной Благодати дарует и другие молитвенные плоды в виде ощущений Божественного Присутствия, сопровождающихся чувствами умиления и любви. Стяжая молитвенные плоды, человек может обретать простоту и смирение, терпение и незлобие, душевную теплоту, любовь и сострадание, что, в конечном итоге, дарует «радостную тишину» сердца, духовную радость и долгожданное чувство душевного покоя.

Однако же, едва ли можно ожидать от Господа Бога Нашего молитвенных плодов, если к нему обращается человек тщеславный, возгордившийся своей «праведностью» и «набожностью», человек по язычески «торгующийся» с Господом, обещающий Богу что-то в обмен на молитвенные плоды, лицемерный человек, желающий «купить» плоды молитвы пожертвованиями и ритуалами, не соблюдающий заповеди, преследующий молитвой стяжание ценностей не духовных, но материальных как самоцель, либо употребление их для удовлетворения своих страстей и вожделений. Не принесет плодов молитва, возносимая не от сердца, но лишь от ума, молитва формальная и ритуальная, тем более, напоказ, многословная и понапрасну словоукрашенная.

Все молитвы …

Источник: http://prayerssaints.ru/?id=molitvy/vidy-molitv

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.