Молитва по мазхабу шафий

Что такое шафиитский мазхаб?

Молитва по мазхабу шафий

Ислам как религия в последние десятилетия становится объектом пристального изучения со стороны не только мусульман, но и представителей других конфессий. Этому способствуют мировая политическая ситуация, литература и кинематограф.

Кратко рассказать об исламе вряд ли получится, но для начального знакомства можно изучить мазхабы – религиозно-правовые школы. Один из популярных в мире, и в частности в России, – шафиитский мазхаб.

Кто его основатель и что он собой представляет?

Общая информация об исламе

Ислам – одна из трех мировых монотеистических религий, которая была создана в VII веке. Основоположником был пророк Мухаммед. По преданию, он потомок пророка Исмаила, который со своим отцом Ибрахимом построил на территории нынешней Мекки Каабу – святыню всех мусульман мира.

Интересная особенность этого города заключается в том, что на его территорию допускаются только мусульмане.

Ислам, несмотря на множество исторических и географических изменений, остался практически в первозданном виде, благодаря тому что основные религиозные источники – Коран и Сунна – написаны на арабском языке.

Что представляет собой шафиитский мазхаб?

В исламе под мазхабом понимают религиозно-правовую школу, основанную на понимании имамом священных текстов Корана и Сунны. В начале формирования исламской правовой школы появились сотни мазхабов, но распространение получили всего четыре – ханбалитский, маликитский, шафиитский и ханафитский.

В данный момент шафиитский мазхаб – одна из распространенных школ, но самое большое количество ее последователей живут в Сирии, Палестине, Ливане, Иордании, Египте, Малайзии, Индонезии, Индии, Пакистане, Ираке и на Кавказе. Основная масса суннитов шафиитского толка проживает в Йемене и Иране.

Имам Аш-Шафии: биография

Основателем шафиитской правовой школы был имам Аш-Шафии – потомок из семьи пророка Мухаммада. Этот факт часто упоминается в хадисах, и как доказательство можно указать родственную связь между родителями Али ибн Абу Талиба и матерью имама.

Он родился в Газе, но после смерти отца, еще в младенческом возрасте, был перевезен матерью в Мекку, к семье отца.

Город оказал значительное влияние на становление его как богослова, так как находился в среде знатоков фикха, хадисов и арабского языка.

Для углубления знаний в 20 лет переехал в Медину, где изучил тонкости арабского языка и маликитский фикх. Его учителем стал Малик ибн Анаса – создатель маликитской религиозно-правовой школы.

В 796 году его учитель умер, и имам вернулся в Мекку, где его назначили на должность судьи в Наджране (Саудовская Аравия). Но позже был арестован по ложному обвинению и освобожден благодаря заступничеству багдадского верховного судьи Аш-Шайбани, бывшего ученика Абу Ханифы.

Изучив ханифитский мазхаб, разработал собственный, в котором объединил основы маликитской и ханифитской школ. Его шафиитский мазхаб обрел популярность.

После переезда в Египет он вносит изменения в свои сочинения и фетвы, так как знакомится с ранним богословским наследием. По этой причине работы Аш-Шафии делят на ранние и поздние, что приводит к спорам внутри мазхаба.

Все мазхабы имеют одну информационную базу – Коран и Сунну (сборник хадисов – историй из жизни пророка Мухаммада), и поэтому их объединяет несколько общих черт:

  • Шахада – формула, после произнесения которой человек становится мусульманином. Звучит она так: “Я свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха. И я свидетельствую, что Мухаммад — его раб и посланник”.
  • Совершение намаза – пятикратной молитвы.
  • Пост в месяц Рамадан предполагает отказ от еды, воды, курения и полового акта в дневное время. Носит духовный характер, так как предназначен для воспитания и укрощения нафса (отрицательных желаний и страстей, присущих нечистой силе). Таким образом мусульмане желают добиться довольства Всевышнего.
  • Выплата закята – ежегодного налога мусульман в пользу неимущих.
  • Совершение хаджа – паломничество в Мекку к Каабе 1 раз в жизни. Одно из обязательных условий – материальная возможность для совершения путешествия.

Отличительные черты шафиитского мазхаба

Несмотря на обязательность соблюдения столпов, основатели мазхабов и их последователи до нынешнего времени расходятся во мнениях по соблюдению религиозных ритуалов.

Это объясняется тем, что столпы ислама прописаны в Священной книге, а их исполнение растолковывается в Сунне, и некоторые истории из жизни пророка до одних богословов могли дойти, а другие – нет. Таким образом, между мазхабами имеются различия.

Так как шафиитский мазхаб базируется на правовой школе Абу Ханифы, в частности, следует рассмотреть, чем отличается ханафитский мазхаб от шафиитского:

  • При вынесении правовых предписаний Коран и Сунна являются информационной базой с одинаковой ролью и ценностью. Но если какие-то хадисы противоречат, то главную роль занимает Коран, а хадис считается слабым. Большой ценностью обладают хадисы от сподвижников пророка и единичных передатчиков.
  • Иджма разделена на 2 категории: решения, основанные на прямом и недвусмысленном доводе из Откровения, и решения, имеющие неоднозначную и спорную основу.
  • При отличии мнений отсутствует предпочтение одного высказывания другому.
  • Кияс, или суждение по аналогии из ситуаций, описанных в Коране или Сунне. При этом методе отсутствует предпочтение при несоответствии кияса какому-либо постулату религии и учет интересов в соответствии с главными целями шариата.

Совершение намаза. Омовение

Совершение намаза по шафиитскому мазхабу – обязательное условие для мужчин и женщин, достигших 14-15 лет, имеющих рассудок и находящихся в ритуальной чистоте. Таким образом, омовение – обязательное условие для совершения намазов. Оно бывает полным (гусль) и малым (вуду). Вуду-омовение по шафиитскому мазхабу имеет следующий порядок:

  • Ният (намерение) совершить намаз ради Аллаха. Например: “Я намереваюсь совершить фарз (суннат) фаджр намаз ради Аллаха”.
  • Умывание лица следует начинать со лба и продолжать по границе, где начинается линия волос. Если на лице есть борода или усы, через которые видно кожу, их нужно полностью намочить, чтобы вода коснулась кожи.
  • Умывание рук с локтями. Если на ногтях или под ними есть лак или грязь, то от них нужно избавиться, чтобы вода попала под них.
  • Протирание головы следует делать с намоченной рукой от начала границы волос в районе лба и до затылка. Если волос нет, то нужно протереть кожу.
  • При мытье ног и щиколоток вода должна попасть между пальцами, под ногтями, а при наличии ран и трещин и на них.

Омовение считается принятым, если совершено в данном порядке.

Гусль – полное омовение, совершаемое после половой близости, семяизвержения, менструального цикла и родовых кровотечений. Порядок гусля:

  • Сделать ният о совершении полного омовения и произнести “Бисмиллях”.
  • Умыть руки и промыть половые органы.
  • Сделать малое омовение, промыть рот и нос.
  • Трижды облить и промыть водой голову, правое и левое плечи. По остальным частям тела пройтись рукой, чтобы не осталось ни одного непромытого места, включая ушные проходы и пупок.

Условия для намаза, читаемого мужчинами

Основные условия намаза одинаковы для обоих полов, но есть некоторые различия в совершении ритуала, которые исходят из сущности мужчин и женщин и их роли в исламе. Итак, во время молитвы следует:

  • прикрывать аурат с пупка до колен;
  • в поясных и земных поклонах не нужно касаться бедер животом и оставлять локти широко расставленными;
  • во время сунна намазов мужчины могут вслух читать суры и дуа;
  • в джамаат-намазе должны стоять близко к имаму;
  • во время молитвы должны стоять позади имама;
  • произносят азан и икамат в сунна-намазе.

Условия для намаза, читаемого женщинами

Намаз по шафиитскому мазхабу для женщин имеет следующие отличительные черты:

  • Все тело должно быть покрыто свободно одеждой, кроме лица и кистей рук.
  • В поясных и земных поклонах следует максимально близко держать живот к бедрам, а локти – к телу.
  • Во время сунна-намазов нельзя читать суры и дуа вслух, если голос может услышать посторонний мужчина.
  • В джамаат-намазе женщины должны стоять от имама как можно дальше.
  • В намазе с женщиной-имамом выстраиваются в одну линию по правую и левую стороны от нее, но чуть дальше, чтобы пальцы ног не были в одном ряду с пальцами имама.
  • В обязательных намазах при отсутствии посторонних мужчин можно произносить икамат.
  • В сунна-намазе ни азан, ни икамат не произносится.

Таравих-намаз по шафиитскому мазхабу относится к категории сунна, то есть желательный, и совершается каждую ночь во время поста в Рамадан. Включает 8 или 20 ракатов – 4 или 10 намазов по 2 раката. Завершить следует дополнительными намазами витр из 3 ракатов – 2 раката и 1 ракат. Как делать таравих намаз? Порядок совершения по шафиитскому мазхабу следующий:

  • Выполняются ночной (Иша) фард и ратиба намазы, читается следующее дуа (1) – “Ля хавля ва ля къуввата илля биллях. Аллагьумма салли 'аля Мухаммадин ва 'аля али Мухаммадин ва саллим. Аллаумма инна насъалукаль джанната фана'узубика минаннар”.
  • Выполняется таравих намаз из 2 ракатов и читается дуа из первого шага.
  • Повторяется шаг 2, трижды читается следующее дуа (2): “Субхана ллахи вальххамду лилляхи ва ля иляха илля ллаху ва ллаху акбар. Субхана ллахи 'адада халкъихи ва ризаа нафсихи ва зината 'аршихи ва мидада калиматих”. Читается дуа из первого шага.
  • Повторяется шаг 2, и читается дуа 1.
  • Повторятся шаг 3.
  • Совершается витр намаз из двух ракатов, и читается дуа из шага 1.
  • Совершается витр намаз из 1-го раката, и читается следующее дуа: “Субханаль маликиль къуддус (2 раза). Субханаллахиль маликиль къуддус, суббухун къуддусун раббуль маляикати варрух. Субхана ман та'аззаза биль къудрати валь бакъаъ ва къахараль 'ибада биль мавти валь фанаъ. Субхана раббика раббиль 'иззати 'амма ясифун ва салямун 'аляль мурсалина вальхамду лилляхи раббиль 'алямин”.

Таравих-намаз по шафиитскому мазхабу – одна из особенных молитв, так как состоит из 20 ракатов и является одним из почтенных суннат-намазов для верующих мусульман.

Важные сведения о совершении поста

Пост в месяц Рамадан обязательный для всех совершеннолетних мусульман, независимо от пола. Главное требование – отказ от еды, воды, курения и полового акта со времени намаза субх до намаза магриб. Что нарушает пост по шафиитскому мазхабу?

  • Вода или еда, проглоченная намеренно, независимо от размера.
  • Проникновение какого-либо физического тела через задний проход, половые органы, уши, рот или нос.
  • Намеренная рвота.
  • Половой акт или семяизвержение в результате мастурбации или поллюции.
  • Менструальные и послеродовые выделения.
  • Потеря рассудка.

Если какое-то из действий было совершено по забывчивости или независимо от постящегося, то пост не нарушается. В противном случае нужно возместить пропущенный день или выплатить штраф, если это возможно. Кроме этого, таравих при шафиитском мазхабе – одно из желательных действий именно в Рамадан.

Книги по шафиитскому мазхабу

Основы мазхаба можно изучить по книгам, которые написаны имамом Аш-Шафии и его последователями:

  • “Аль-Умм” Аш-Шафии.
  • “Нихаятуль матляб” Аль-Джувайни.
  • “Нихаятуль матляб” Аль Газали.
  • “Аль-Мухаррар” Ар-Рафии.
  • “Минхаджу т-талибин” Ан-Навави.
  • “Аль-Манхадж” Закарийа.
  • “Ан-Нахдж” Аль-Джаухарий.

Книги шафиитского мазхаба невозможно представить без их толкований:

  • “Аль-Ваджиз” и “Аль-Азиз” Ар-Рафии.
  • “Ар-Рауда” Ан-Навави.

Источник: http://fb.ru/article/266979/chto-takoe-shafiitskiy-mazhab

Шестой фарз ?

Молитва по мазхабу шафий

Вопрос совершения полуденной молитвы после пятничной задается достаточно часто, вызывая много разногласий. Что же делать человеку, который не обладает исламскими знаниями?

В подобных случаях мы должны обращаться к людям, которые передали знания – имаму аш-Шафии, аль-имаму-н-Навави, ибн Хаджару аль-Хайтами, аль-хатыбу Шарбини, Ар-Рамали и другим (да смилуется над ними всеми Аллах), так как

“كل خير في التباع من سلف و كل شر في ابتداع من خلف”

все хорошее заключается в следовании предкам, а все плохое появляется в результате следования за людьми, привносящими недозволенные новшества.

Теперь попытаемся разъяснить, почему же необходимо совершать полуденную молитву после пятничной?

Во-первых: совершалась ли полуденная молитва после пятничной во время Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и праведных халифов?

Нет, так как были все необходимые условия для совершения джума-намаза. Но когда Пророку (мир ему и благословение) приходилось выезжать в поход со сподвижниками, то им не приходилось совершать пятничную молитву из-за отсутствия условий.

Во-вторых: мы прекрасно знаем, что для совершения какого-либо дела существуют условия, и, конечно же, для пятничной молитвы тоже есть свои условия.

Давайте посмотрим на условия, изложенные в книге ибн Хаджара аль-Хайтами «Тухфату-ль-мухтадж», согласно мазхабу имама аш-Шафии.

Почему мы ссылаемся на эту книгу? Потому что ибн Хаджар является одним из самых достоверных людей, на книги которого ссылаются последователи шафиитского мазхаба.

Он написал шарх – разъяснения для книги «Минхаджу-т-талибин», автором которой является великий ученый имам ан-Навави.С его книг выносятся в первую очередь фетвы.

)و لصحتها مع شرط) أي شروط (غيرها) من الخمس (شروط) خمسة:

)أحدها: وقت الظهر) بأن يبقى منه ما يسعها مع الخطبتين. قال أنس رضي الله عنه : ” كان رسول الله صلى الله عليه و سلم يصلي الجمعة حين تميل الشمس. رواه أحمد و البخاري و أبو داود و الترمذي.

Для действительности пятничной молитвы, помимо совершения обязательных молитв, необходимо выполнить еще пять условий:

1. Времени пятничной молитвы хватило на две хутбы (проповеди) и на совершение намаза. («Тухфату-ль-мухтадж» Ибну Хаджара аль-Хайтами, стр. 334).

Анас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Пророк совершал пятничную молитву, когда солнце отклонялось с зинита сторону запада». (Хадис передан Ахмадом, аль-Бухари, Абу Давудом и ат-Тирмизи).

)الثاني: أن تقام في خطة أبنية) (أوطان المجمعين) المجتمعة بحيث تسمى بلدا أو قرية واحدة للإتباع و الدليل ما رواه عبد الرزاق عن علي موقوفا:” لا جمعة و لا تشريق إلا في مصر جامع”

2. Пятничная молитва должна совершаться в границах построек коренных жителей, собравшихся в одном месте так, чтобы это можно было назвать городом или селом.

Абду-р-Раззак передал от Али: пятничная молитва не совершается нигде, кроме как в городе или селе. («Тухфату-ль-мухтадж» Ибну Хаджара аль-Хайтами стр. 335).

Имеется ввиду, что пятничная молитва не совершается вне населенного пункта.

)الثالث :أن لا يسبقها و لا يقارنها جمعة في بلدتها) مثلا و إن عظمت لأنها لم تفعل في زمنه

صلى الله عليه و سلم ولا في زمن الخلفاء الراشدين”تحفة المحتاج” لابن حجر الهيتمي ص 336

3. В одном населенном пункте для совершения пятничной молитвы, необходимо собираться в одном месте.

Если пятничная молитва будет совершаться в разных местах в одном населенном пункте, без какой либо нужды, то в таком случае пятничная молитва считается действительной, только в той мечети, в которой его совершили раньше.

Если не известно в какой мечети вступили раньше в пятничную молитву, то в таком случае обязуется для всех совершить и обеденный намаз после пятничного намаза.

)الرابع: الجماعة) … (و شرطها) أي الجماعة فيها (كغيرها) من الجماعات كالقرب و نية الإقتداء … (و) اختصت باشتراط أمور أخرى منها (أن تقام بأربعين) و إن كان بعضهم صلاها في قرية أخرى ….. (مكلفا حرا ذكرا ) ….. (مستوطنا) …… (لا يظعن شتاء و لا صيفا إلا لحاجة) “تحفة المحتاج” لابن حجر الهيتمي ص338

لما رواه أبو داود: “الجمعة حق واجب على كل مسلم في جماعة…”

4. Пятничный намаз должен совершаться коллективно. Здесь соблюдаются все условия коллективной молитвы, как и в других обязательных намазах (близость к имаму, намерение следовать за имамом и так далее).

Помимо этого есть еще дополнительные условия: совершение пятничной молитвы совершеннолетними (достигшими 14,5 лет), свободными (не рабами) мусульманами (не менее сорока человек), являющимися коренными жителями этого населенного пункта, которые не покидают его ни зимой, ни летом без необходимости. («Тухфату-ль-мухтадж» ибн Хаджара аль-Хайтами, стр. 338).

و سيعلم مما يأتي أن شرطهم أيضاً أن يسمعوا أركان الخطبتين و أن يكونوا قراء أو أميين متحدين فيهم من يحسن الخطبة، فلو كانوا قراء إلا واحدا منهم لم تنعقد بهم الجمعة كما أفتى به البغوي “تحفة المحتاج” لابن حجر الهيتمي ص 340

Еще одно условие пятничной молитвы – минимальное необходимое количество молящихся (40 человек) должно слышать все составные части обеих хутб, и уметь правильно читать суру «аль-Фатиха» и «ат-Ташаххуд», то есть, «ат-тахият».

Допускается, чтобы все читали с ошибками (но с одинаковыми!). При этом должен присутствовать хотя бы один, умеющий читать хутбу. Если же из 40 человек 39 будут грамотными и один неграмотным, то пятничная молитва будет недействительной. Такое решение (фетву) вынес Багави.

(«Тухфату-ль-мухтадж» ибн Хаджара аль-Хайтами, стр. 340).

)الخامس: الخطبتان) لما في الصحيحين أنه صلى الله عليه و سلم لم يصلي الجمعة الا بخطبتين …… “تحفة المحتاج” لابن حجر الهيتمي ص 342

5. Следующим условием является совершение двух хутб. Следуя хадису, приведенному в достоверных книгах хадисов Бухари и Муслима, Пророк (мир ему и благословение) не совершал никогда пятничную молитву без их чтения. («Тухфату-ль-мухтадж» Ибн Хаджара аль-Хайтами, стр. 342).

Если хоть одно из этих пяти условий отсутствует, или мы сомневаемся в них, то пятничная молитва недействительна.

Например, мы точно не знаем, в какой из мечетей молитву начали раньше, или не уверены, началась ли она одновременно, или сомневаемся, что совершена она с сорока мусульманами- коренными жителями, умеющими правильно читать суру «аль-Фатиха» и «ат-Ташаххуд» («ат-тахият»), то мы подобны людям, не совершившим пятничную молитву, ибо для этого не были соблюдены соответствующие условия.

Последним решением имам аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) указал, что, если нет сорока человек, отвечающих предписанным условиям, необходимо совершить дополнительную обеденную молитву.

И, соответственно, ее мы совершаем не как шестую обязательную, а лишь для уверенности, так как все намазы, совершаемые во время какой-то молитвы, не являются шестым и седьмым фарзом. Доказательством этого служат два хадиса Посланника Аллаха (мир ему и благословение):

أنه صلى الله عليه و سلم “صلى الصبح فرأى رجلين لم يصليا معه، فقال: “ما منعكما أن تصليا معنا ؟” قالا : صلينا في رحالنا ، فقال:”إذا صليتما في رحالكما ثم أتيتما مسجد جماعة فصلياها معهم، فإنها لكما نافلة”

Однажды Пророк (мир ему и благословение) совершил утреннюю молитву и, заметив двоих, не совершивших ее, спросил: «Что заставило вас не совершать со мной намаз?». Они ответили, что уже совершили молитву дома.

Тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Хоть вы и совершаете молитву дома, а затем придете в мечеть, где совершают молитву коллективно, поэтому совершите ее вместе со всеми – для вас это желательно».

و قد جاء رجل بعد صلاة العصر إلى المسجد، فقال عليه السلام: “من يتصدق على هذا فيصلي معه؟” فصلى معه رجل. رواهما الترمذي و حسنهما “إعانة الطالبين” ج2 ص9

Как-то некий человек пришел в мечеть уже после того, как мусульмане совершили предзакатный намаз, и Пророк (мир ему и благословение) спросил: «Кто даст милостыню этому человеку, совершив с ним намаз?». И тогда какой-то мусульманин совершил намаз вместе с пришедшим еще раз.

Однажды великого учёного шафиитского мазхаба шейха ар-Рамали, написавшего шарх для книги «Минхаджу-т-талибин», попросили высказаться о человеке, сказавшем: «Вы, шафииты, пошли против Аллаха и Его Пророка (мир ему и благословение), потому что Всевышний обязал совершать пять обязательных молитв, а вы совершаете шесть, совершая дополнительно полуденную молитву после пятничной».

Ар-Рамали ответил, что этот человек – лживый заблудший невежда, и если он уверен, что шафииты обязуются совершать шесть обязательных молитв, согласно шариату, то он впадает в неверие (куфр), и с ним нужно поступать, как с отступившими от религии (муртаддами). Если нет, то выпороть так, как он этого заслуживает, чтобы это послужило уроком для него и для остальных, которые говорят подобное.

«Мы не говорим об обязательности шести молитв», продолжил Ар-Рамали, «но совершение полуденной молитвы после пятничной считаем обязательным, если не знаем, в какой из мечетей пятничную молитву начали раньше. У нас (шафиитов) есть условие – без надобности не совершать пятничную молитву более чем в одной мечети, и мы знаем, что там никакой необходимости нет.

Следовательно, те, кто не уверены в том, прошла ли их пятничная молитва с соблюдением всех условий, обязаны совершить полуденную, ибо они подобны людям, не совершившим пятничную молитву. И не скажет ни один человек плохо об имамах мазхабов, кроме как Всевышний не разгневается на него». («Фатху-ль-΄аллям» Мухаммада ΄Абдуллаха аль-Джордани, том 3, стр. 39).

Если кто-то совершил молитву и потом усомнится, что пропустил хотя бы одно условие, то он обязан повторить молитву, и она не будет считаться шестым фарзом. Даже если усомнится не один раз, то каждый раз обязан совершить молитву заново, пока не будет уверен в соблюдении всех условий.

Что же говорят о совершении полуденной молитвы после пятничной в других мазхабах? Ведь некоторые, выходя из мечети, ссылаются на то, что они последователи других мазхабов, к примеру, Абу Ханифы (да смилуется над ним Аллах), и вызывают сомнения у людей в том, что делает имам.

فالمالكية يقولون:

إذا تعددت المساجد فلا تصح الجمعة إلا في المسجد القديم، و هو ما أقيمت فيه الجمعة أولا أي: فمن صلى في غيره لم تصح و عليهم الظهر.

По мазхабу имама Малика:

Если мечетей будет несколько, то пятничная молитва будет считаться в той, в которой она была совершена впервые. Следовательно, пятничная молитва, совершенная в другой мечети, будет считаться недействительной, и совершившие ее, обязаны совершить полуденный намаз.

و قال الحنابلة:

تصح الجمعة في عدة مساجد إذا كان التعدد لحاجة، فإن كان لغير حاجة صحت فيما أذن فيه الإمام، أو صلى فقط، و إلا صحت السابقة يقينا إن علمت و إلا وجب عليهم كلهم الظهر.

По мазхабу имама Ахмада бин Ханбала:

Пятничная молитва в нескольких мечетях будет считаться действительной, если она совершается в них по необходимости (то есть, в другой мечети совершают намаз только в том случае, если первая заполнена).

В противном случае она будет считаться действительной только в той мечети, где разрешил имам, или там, где он сам ее совершает.

А если нет прямого указания имама, то пятничная молитва будет считаться действительной в той мечети, где ее начали первыми с уверенностью в этом, а если не уверены, то все обязаны совершить дополнительно полуденную молитву.

و قال الحنفية:

إن تعددت الجمعة في مساجد لا يضر و لو سبق أحدهما؛ و لكن الأحوط صلاة أربع ركعات بنية ظهر. و الأفضل أن تكون في بيته لئلا يعتقد العوام فرضيتها، فإن تيقن سبق جمعة أخرى كانت هذه الصلاة واجبة و إن شك كانت مندوبة.

По мазхабу имама Абу Ханифа:

Если пятничная молитва будет совершаться в нескольких мечетях, то в этом нет ничего страшного, даже если в одной мечети совершать молитву раньше, чем в другой. Но в этом случае для уверенности будет лучше совершить еще 4 ракаата с намерением полуденной молитвы.

И лучше ее совершить дома, чтобы рядовые мусульмане не посчитали ее совершение обязательным.

Но если точно узнают, что в другой мечети пятничную молитву начали раньше, совершение полуденной молитвы станет обязательным, а если будут сомнения, то ее совершение будет желательным.

Кто же более знающ – мы или ученые-богословы? Если для нас недостаточно того, что решили они, к чему вообще говорить о них, тогда мы должны считать их неучами! Если мы называем себя шафиитами, то разве не должны мы прислушиваться к слову имама аш-Шафии и следовать за ним?

Было бы легче и лучше научить каждого, кто обязан совершать пятничную молитву, правильному чтению суры «аль-Фатиха», тем более, что это является обязательным.

Если сорок совершеннолетних мусульман умеют читать суру «аль-Фатиха» и молитву «ат-Ташаххуда» по правилам чтения Корана, и если пятничная молитва в селе или городе совершается в одном месте, тогда не будет и споров о совершении полуденной молитвы.

Разве нам не должно быть стыдно, если в каждом населенном пункте нет таких сорока человек?!

В селении Чиркей Буйнакского района Республики Дагестан жил ученый Тахир-хаджи. В течение тридцати лет он был сельским имамом. Обучил по книге «Махалли» четыреста учеников.

Но и тогда говорил: «До сих пор у меня остались вопросы, в которые я до конца не смог вникнуть».

В то время село было одним из самых крупных в Дагестане, но и в тамошней мечети после пятничной молитвы совершалась полуденная.

Как-то к ним пришел ученый-мужаввид из селения Буртунай Казбековского района по имени Хайбула с целью обучить чиркеевских детей чтению Корана по правилам таджвида и махраджа. Образовалась хорошо подготовленная община (джама΄а).

Спустя некоторое время, прочитав пятничную проповедь, Тахир-хаджи сказал: «Теперь у нас достаточно людей и большая, сильная община. Отныне после пятничной молитвы мы можем не совершать полуденную».

После этого полуденную молитву больше не совершали.

И если даже для Тахира-хаджи, преподавшего уроки по фикху из «Махалли» четыремстам ученикам, оставались непонятными некоторые места в этом труде, то какими должны быть сегодня мы?! Сподвижник ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) не раз повторял: «Тот, кто говорит, что он знающий, является невежественным человеком».

Из всего вышесказанного следует, что в Дагестане или других местах, придерживающихся шафиитского мазхаба, необходимо совершать полуденную молитву, если есть сомнения в соблюдении хотя бы одного условия совершения пятничной молитвы.

Да одарит Всевышний разумом всю умму Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), что бы следовать за знающими людьми! Амин.

Источник: http://IslamDag.ru/verouchenie/22487

Маликитский мазхаб молитва

Молитва по мазхабу шафий

Данная статья содержит: маликитский мазхаб молитва – информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

Ассаламу алейкум! Почему приверженцы маликитского мазхаба совершают намаз с опущенными руками? Газали Газали

Уаалейкум ассалам! Имеются три вида фетвы, которые вынес один из великих руководителей мусульман в вопросах религии после сподвижников имама Малика (р.а.) относительно сложения рук в намазе:

1. Складывать руки во время совершения нафиль намазов разрешается, а при совершении обязательных молитв сложение рук – макрух, т.е. руки не складываются. Эту фетву приводит ученик Имам Малика ученый Абдуррахман ибн Касим (х.132-191 г/г.750-806 г.).

2. Складывать руки в обязательных и в нафиль намазах – мубах, разрешается. Эту фетву приводит еще один ученик Имам Малика ученый Ашхад ибн Абдулъазиз ал-Киси (Х.140-204 г.).

3. Складывать руки в обязательных и в нафиль намазах – мустахаб. Эту фетву приводит еще один ученик и племянник Имам Малика ученый Мутарриф ибн Абдулла (х.137-220г.) [1].

Однако, в Маликитском мазхабе более распространена первая фетва. И это фетва опирается на определенные доказательства. Судя по исследованиям специалистов, Имам Малик в этой фетве опирается на два доказательства:

Первое – хадисы Пророка. Судя по приведенным риваятам, однажды сподвижник Абу Хамид ас-Саъиди сидел в окружении десяти сподвижников (в их числе был и Абу Катада) и обратился к ним со словами:

– Я научу вас намазу, который совершал Пророк.

Тогда, сидящие рядом сподвижники, ему ответили:

– Зачем? Уаллахи, мы лучше тебя придерживаемся сунны Пророка и мы его первые сподвижники.

– Конечно, это так – ответил Абу Хамид.

– В таком случае объясни! – сказали сподвижники.

Тогда Абу Хамид изложил это следующим образом:

– Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), совершая намаз, поднимал руки до уровня плеч и произносил такбир, далее принимал прежнее положение (все части тела находились на своем месте), затем он читал Коран и произносил такбир, поднимая руки до уровня плеч, и уже после делал поясной поклон (рукуг) и держал ладонями колени. При совершении поясного поклона (рукуг) голову не опускал и не поднимал, а держал на среднем уровне.

Услышав это, сподвижники сказали:

– Ты прав, Пророк молился именно так[2].

В тщательно изложенном выше примере совершения намаза нет ни слова о «наложении одной руки на другую руку».

Если бы сложение рук было одной частью совершения намаза, то хотя бы один из десяти сподвижников сделал бы замечание, сказав: «Ты забыл сложить руки». Но они, не сделав замечания, подтвердили словами: «Ты прав, Пророк молился именно так».

Ученые Маликитского мазхаба говорят, что это обстоятельство служит доказательством того, что нет складывания рук в намазе.

Второе доказательство, на которое они опираются – это действия, совершаемые жителями Медины.

По правилам Имам Малика, действия, совершаемые сподвижниками Медины и учеными табиинами, жившими в Медине до рождения Имам Малика превосходят ахад хадисы.

Потому что сподвижники Медины лучше осведомлены о сказанных словах и действиях, совершенных Пророком в последние годы жизни.

В таком случае, если в каком-то вопросе сподвижники Медины и ученые табиины, являющиеся учениками ансаров, поступают наперекор ахад хадису, то это знак того, что они слышали или видели, как это совершал Пророк в последние годы жизни.

Наверное, поэтому, согласно сведениям, один из семи табиинов Медины Саъид ибн Мусаяб в намазе не складывал руки.

Однако в нескольких хадисах Пророка совершенно ясно говорится о том, что складывать руки при совершении намаза это сунна. И этой точкой зрения придерживаются ученые остальных трех мазхабов.

Также есть немало ученых Маликитского мазхаба, которые брали в основу вышеуказанную вторую и третью фетвы, приведенные Имам Маликом. Но у нее есть свои условия.

Абдуррахман ал-Жазири в своем труде «ал-Фикху алял Мазахибил Арбагати» об этом говорит следующее:

«По словам ученых Маликитского мазхаба, в намазе руки складываются на уровне ниже груди и выше пупка. Это не сунна, а мандуб. Но он должен складывать руки с целью выполнить сунну Пророка. Только в таком случае это является мандуб (разрешенным) действием.

А если он складывает руки с целью (из-за того, что руки онемели) опереться, то любая форма сложения рук считается макрух поступком.

Это относительно обязательного намаза, а в нафиль (сунна) намазах (обязательство складывать руки) сложения рук не зависит от намерения или цели человека»[3].

[1] Шихабуддин ал-Кирафи – аз-Зухайра: Китабус сала, бабус садис.

[2] Ибн Мажа – №1051; Тирмизи – Китабус сала, №304 хадис.

[3] Абдуррахман ал-Жаузи, ал-Фикху аля мазахибил арбагати», 1- том, 227стр.

Маликитский мазхаб. Краткие сведения

3 663 Ноябрь 23, 2012

Истоки мазхаба

Маликитский мазхаб берет свое название и истоки от его основателя — имама Малика, да будет доволен им Аллах.

Его полное имя: Абу АбдиЛлах Малик бин Анас бин Абу Амир бин Амр бин аль-Харис бин Гайман ибн Хусайль ибн Амр ибн аль-Харис аль Асбахий аль Маданий, родившегося в Медине в 93 году по хиджре.

Имам «даруль хиджра» (Медины), имам одного из четырех распространенных мазхабов и последователь табиинов, все это сказано об имаме Малике.

Малик ибн Анас, да будет доволен им Аллах, слышал и брал знания от великих ученых своего времени и табиинов, таких как: Нафиъ (бывший раб сподвижника Посланника Аллаха, мир ему и благословение, Ибн Умара, да будет доволен им Аллах), Абу аз-Зубайр, Ибн Шихаб аз-Зухрий (первый, кто начал записывать хадисы по повелению халифа Умара ибн АбдульАзиза, да будет доволен им Аллах), АбдуЛлах ибн Динар, Абу Хазим и многие другие табиины.

В свою очередь от него переняли знания и передавали их, так ученые как: Яхья аль-Ансарий, Аз-Зухрий (оба они были его шейхами и, вместе с этим, сами передавали от него знания), Ибн Джурайдж, Язид ибн АбдиЛлах ибн аль-Хади, имам аль-Аузаий, имам Ас-Саурий, Ибн Уяйна, Шуааба ибн аль-Хаджадж, имам Ляйс ибн Саад, Ибн Аль-Мубарак, имам Аш-Шафии, Ибн Вахб и многие другие великие ученые Ислама, да будет доволен Аллах всеми ими.

В общем, имам Малик взял свои знания у 900 шейхов, среди которых 300 были табиинами, а остальные 600 были их последователями.

Все ученые во все времена признавали авторитет, знания и величие имама Малика.

Имам Бухари сказал: «Самой достоверной цепочкой передатчиков (иснад) считается цепочка – Малик от Нафиа от Ибн Умара».

Имам Аш-Шафии сказал: «Если бы не Малик и Суфьян Ибн Уяйна, то знания ушли бы из Хиджаза». Также он сказал: «Малик мой учитель и от него мы взяли знания».

Имам Малик ибн Анас прожил свою жизнь, посвятив его поиску и передачи знаний религии Аллах. Он обладал хорошим нравом и точностью, богобоязненностью и аскетизмом. Он покинул этот мир в месяце сафар в 179 году хиджры.

Основными доводами, на которых имам Малик построил свой мазхаб, были: Коран, Сунна, Иджма, Кыяс, практика жителей Медины (амалю ахли-ль Мадина), кауль ас-сахабий (мнение или слово сподвижника Пророка, мир ему и благословение), истихсан, садд аз-зараиъ и истисхаб. Мы не будем подробно объяснять каждый вид довода. Для этого вы можете обратиться к книгам по усуль аль фикху.

Передатчики маликитского мазхаба и ученики имама Малика

Люди, перенявшие у имама Малика его знания и основы его школы, распространили маликитский мазхаб во многих странах мусульманского халифата. Среди них: Египет, Ирак, Андалусия, страны Магриба и многие африканские страны. Выделить из главных распространителей мазхаба и учеников Малика можно следующих:

Абу Хазим Саляма ибн Динар (умер в 185 г.), Абдуллах ибн Нафиъ (умер в 186 г.), Аль-Мугира ибн Абд ар-Рахман аль-Махзумий (умер в 188 г.), Маън ибн Иса аль-Каззаз (умер в 198 г.), Аль-Аъмаш (умер в 202 г.), Аль-Каънабий (умер в 221 г.), Абу Мусъаб Ахмад ибн аль-Касим, передатчик книги «Муватта» (умер в 242 г.) и другие.

Сулейман ибн Биляль аль-Кады (умер в 176 г.), шейхуль Ислям Абдуллах ибн аль-Мубарак (умер в 181 г.), Ибн Махдий (умер в 198 г.), Аль Валид ибн Муслим, передатчик книги «Муватта» (умер в 199 г.), Яхья ибн Яхья Ан-Найсабурий (умер в 226 г.) и другие.

Абд ар-Рахман ибн аль-Касим аль-‘Иткий, ближайший сторонник имама Малика, который провел рядом с ним двадцать лет (умер в 191 г.), АбдуЛлах ибн Вахб аль-Къураший, также является одним из ближайших сторонников имама Малика, который провел с ним двадцать лет (умер в 197 г.), Ашхаб ибн Абдуль Азиз ибн Дауд (умер в 204 г.), Ибн АбдульХакам (умер в 214 г.) и другие.

Шак’ран ибн Али аль-Кайрауаний (умер в 186 г.), Ибн Фарух (умер в 176 г.), Али ибн Зияд ат-Тунисий (умер в 183 г.), Аль-Бахлюль ибн Рашид аль-Кайрауаний (умер в 183 г.), Ибн Ганим (умер в 172 г.), Асад ибн аль-Фурат (умер в 213 г.) и другие.

Зияд ибн Абд ар-Рахман аль-Куртубий (умер в 193 г.), Аль-Гази ибн Кайс аль-Куртубий (умер в 195 г.), Яхья ибн Яхья аль-Куртубий, передатчик книги «Муватта» (умер в 234 г.), Иса ибн Динар аль-Куртубий (умер в 212 г.) и другие.

Выдающиеся ученые мазхаба

Если говорить об ученых маликитского мазхаба, то кроме вышеперечисленных можно также добавить имена таких выдающихся ученых как: Аль-Абхарий, Абу Бакр ат-Тартуший, Абу Бакр ибн аль-Арабий, Абу Зарр аль-Харавий, Ибн аль-Хадж, Ибн аль-Хаджиб, Ибн Заяйат, Ибн Батталь, Ибн Хальдун, Ибн Дакик аль-‘Ид, Ибн абдуль-Барр, Ас-Саалибий, имам Шатыбий, Аш-Шариф ат-Тальмасаний, аль-Каттаний и многие другие.

Книги маликитского мазхаба

Ученые маликитского мазхаба написали огромное количество книг по фикху. В этой статье мы постараемся перечислить основные книги мазхаба, среди которых есть древние и поздние. Это: 1. «Муваттаъ» автор — имам Малик. 2. «Аль-Мудауана» автор – имам Сахнун ибн Саид ат-Таннухий.

3. «Ар-Рисалятуль фикхийя» автор — Ибн Аби Зайд аль-Кайрауаний. 4. «Китабу ттафриъ» автор – Абу-ль Касим аль Басрий. 5. «Аль баян уа т-тахсыль» автор – Ибн Рушд «старший». 6. «Джамиуль уммахат» автор – Ибн аль Хаджиб. 7.

«Бидаятуль муджтахид уа нихаятуль мукътасыд» автор – Ибн Рушд (Аверроэс). Эта книга также включает в себя мнения и других мазхабов. 8. «Ат-Тавдых» автор – аль-Халиль ибн Исхак аль-Джундий. 9. «Ахкамуль Къуран» автор – Абу Мухаммад ибн аль Фурс. 10.

«Аз-Захира филь фикх аль маликий» автор – Абуль Аббас ибн Ахмад аль-Къурафий.

Как уже было сказано, ученики имама Малика распространили маликитский мазхаб в странах северной и западной Африки, а также Ираке, Хиджазе и Андалусии. Кроме этого маликитский мазхаб нашел своих последователей и в странах Шама.

Что касается сегодняшнего дня, то в Медине, где зародился мазхаб, его последователей не так уж и много, так как жители Саудовской Аравии в основном ханбалиты. В Ираке и странах Шама его последователей также не много.

В настоящее время маликитский мазхаб распространен в северной и западной Африке, а также маликиты есть в Кувейте и Бахрейне.

Последние материалы из рубрики:

Источник: https://xn----9sbewbkihfjfskz.xn--p1ai/malikitskij-mazhab-molitva/

Джума-намаз: правила совершения пятничной молитвы в исламе

Молитва по мазхабу шафий

Мусульманские учёные всех мазхабов едины во мнении, что джума-намаз вменяется в обязанность каждому верующему в степени ваджиб (во всех суннитских правовых школах, кроме ханафитской, этот хукм приравнивается к фарду).

В Своей Книге Господь миров сказал следующее:

«О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха…» (62:9)

Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) дал пятнице эпитет «госпожа всех дней». Её величественность считается большей, чем даже у двух исламских праздников – Ид аль-Адха (Праздник жертвоприношения) и Ид аль-Фитр (Праздник разговения). Соответствующий хадис приводится в сборнике аль-Байхаки.

Кликните на эту ссылку, чтобы посмотреть время джума-намазов в городах России.

Как читать пятничную молитву

1. После азана молящийся обычно произносит дуа:

«Аллахумма, Рабба хазихи дагватит-таммати, уас-салятиль каа има’. Ати Мухаммадан-иль уасилята уаль фадылята уабгасху макамам-махмуданиллязи уагьадта. Иннакя ля тухлифуль-мигад».

Перевод: «О Аллах, Господин этого совершенного призыва и готовящейся к исполнению молитвы! Дай Мухаммаду самое высокое положение в Райской обители, добродетели и воскреси его на самом хвалебном месте, обещанное Тобою. Нет никаких сомнений в том, что Ты выполнишь обещанное».

2. Завершив дуа, молящийся встаёт на совершение первых четырёх ракаатов. Он выполняет все действия, как и в случае с обязательными ежедневными намазами, которые состоят из точно такого же числа ракаатов.

3. Далее имам встаёт на минбар, произносит приветствие в адрес мусульман. Сделав это, он садится на ступеньки минбара.

4. В этот момент муэдзином произносится второй азан и верующие снова читают про себя вышеописанную молитву-дуа.

5. Затем имам принимается рассказывать проповедь прихожанам и произносит хутбу. В ней он традиционно произносит слова восхваления Создателя миров, благословляет Заключительного Его посланника (с.г.в.) и поднимает какую-нибудь актуальную тему, объясняя её сквозь призму Священного Корана, а также Пречистой сунны.

6. После проповеди следуют 2 ракаата фарда коллективно всем джамаатом и 4 ракаата суннат.

Особенности джума-намаза

Для этого намаза, помимо обычных требований к обязательным молитвам (наличие тахарата, покрытие постыдных мест, направление на Кыйблу и т.п.), существуют дополнительные условия, например, в плане гендерного представительства. Для мужчин этот намаз обязателен, тогда как на женщин это обязательство не распространяется.

Время пятничной молитвы – солнце должно пройти стадию зенита до того, пока тень объектов не станет равна их высоте.

Различные богословско-правовые школы устанавливают разные условия по необходимой численности джамаата, чтобы намаз был засчитан как пятничный.

Согласно ханафитскому мазхабу, требуется от 3 или 5 человек (некоторые учёные этой богословско-правовой школы говорят о 7 верующих). Шафииты и ханбалиты настаивают на численности джамаата в 40 мусульман, включая имама.

Маликитский мазхаб занимает срединную позицию – 12 человек, без учёта имама.

Намаз джума включает в себя четыре ракаата суннат, два ракаата фарда и четыре ракаата суннат. Однако в данном вопросе есть некоторые нюансы. Первые четыре ракаата богословы каждого из мазхабов признают важными на уровне сунны-муаккада.

Если вести речь о последних четырёх ракаатах, то тут ситуация не столь однозначная. Ханафитская, шафиитская и ханбалитская школы также склонны считать суннат после двух ракаатов фарда сунной-муаккада, тогда как маликиты рассматривают её как практику Пророка Мухаммада (с.г.в.

), которую порой он мог оставить.

Джума-намаз равен полуденному?

Интересно мнение алимов четырёх мазхабов относительно того, заменяет ли джума намаз-зухр. Единой позиции по этому вопросу нет. Если в населённому пункте есть одна мечеть, и всё мужское население проходит туда на пятничный намаз, то нет потребности читать дневной. Но в ситуации, когда мечетей много, то дело приобретает следующий вид.

Богословы-ханафиты настаивают на том, что джума-намазы во всех мечетях самодостаточны, нет никакой необходимости совершать отдельно молитву-зухр. Если же человек всё-таки решит прочитать полуденную молитву, он может сделать это, но не в составе джамаата. Ведь такое действие в рамках ханафитского мазхаба считается сильно порицаемым (махрук тахриман).

Учёные-шафииты считают иначе.

По их мнению, молитва засчитывается как пятничная и не требует отдельного дополнения её полуденной только в той мечети, такбир тахрим на два ракаата фардовой части которой будет произнесён раньше остальных в городе. В этой мечети чтение молитвы-зухр будет желательным действием (мустахаб). Однако в остальных мечетях полуденный намаз должен совершаться в обязательном порядке.

Позиции, похожей на мнение шафиитов, придерживаются маликитские богословы. На их взгляд, полуденная молитва должна читаться в каждой из мечетей данного населённого пункта, кроме той, где пятничный намаз завершился раньше всех.

По мнению ханбалитских учёных, молитва джума восполняет собой и полуденную лишь в том случае, если в джамаате присутствует руководитель государства либо города. В остальных мечетях намаз зухр должен быть прочитан после намаза джума.

Существует мнение, что в современных реалиях наиболее целесообразную точку зрения в этом вопросе предлагает ханафитский мазхаб. Оно основывается на том, что при жизни Милости миров Мухаммада (с.г.в.

) в поселениях не было множества мечетей, так как умма имела небольшую численность.

В связи с этим прямое перенесение практики первых десятилетий распространения ислама на нынешнюю повседневность, когда приверженцев ислама в крупных городах куда больше, нецелесообразно.

Источник: https://Islam.global/verouchenie/namaz/pyatnichnaya-molitva-i-eye-nyuansy/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.