Молитва нилу столобенскому чудотворцу

Преподобный Нил Столобенский. 40 лет в пустыни

Молитва нилу столобенскому чудотворцу
Будущий подвижник родился во второй половине XV века в одном из селений Новгородской земли. Кем были его родители – неизвестно. В житии святого упоминается об их благочестии – только такие родители смогли бы воспитать сына в страхе Божием и в любви к молитве. Поэтому, когда в 1505 году мать с отцом умерли и настало время выбирать жизненный путь, сомнений не было.

Юноша отправился в псковский Савво-Крыпецкий мужской монастырь и принял там монашеский постриг с именем в честь преподобного Нила Синайского. В этой обители монах Нил подвизался около десяти лет. О первых годах монашеской жизни житие святого повествует так: «После принятия иночества святой Нил мужественно вооружился против внутренних страстей диавола.

С усердием исполняя все возложенные на него послушания, он беспрекословно повиновался игумену. Во всех поступках преподобный Нил проявлял смирение, кротость и незлобие. Укротив страсти, смирив плоть постом и бдением и омыв душу слезами, он сделался избранным сосудом Святого Духа».

В 1515 году, «чтобы избежать мирской славы», преподобный по благословению настоятеля покидает монастырь и отправляется на поиски места для пустынножительства.

Нелегкий путь пришлось пройти святому, пока он не остановился в пустынном лесистом месте в Ржевской земле близ реки Серемхи. Здесь преподобный выстроил себе келью и «предался подвигам непрестанной молитвы и воздержания». Питался святой лишь теми дарами, которыми был богат лес.

«Бесы, чтобы устрашить святого и прогнать его из пустыни, являлись ему в виде свирепых зверей и гадов. Они с пронзительным свистом и шипением устремлялись на него, но святой подвижник отгонял их молитвой и крестным знамением. Не имея возможности изгнать преподобного из пустыни, бесы научали злых людей причинять ему вред».

Несмотря на сокрытость кельи монаха от посторонних глаз, через некоторое время весть о его безмолвном подвиге достигла людей. Первыми пришли разбойники – в надежде найти какие-либо сокровища.

«Узнав об их приходе, преподобный Нил сотворил молитву и вышел навстречу с иконой Божией Матери в руках. Разбойникам показалось, что с преподобным идет множество вооруженных людей. Они испугались и стали просить у святого прощения.

Святой Нил с любовью принял их покаяние и отпустил с миром».

Вскоре уже в поисках других – духовных – сокровищ к подвижнику стали стекаться жители окрестных селений. «Многие стали приходить к нему за благословением, наставлениями и советами. Подвижническая жизнь святого отшельника вызвала мирскую хвалу, и это крайне огорчало смиренного инока. В ночных молитвах он со слезами просил Пресвятую Богородицу наставить его на путь уединенных подвигов».

Тринадцать лет подвизался святой на берегу реки Серемхи.

«Здесь покой мой»

Однажды, после долгой молитвы, Нил в полусне услышал голос, повелевавший ему:

– Нил! Выйди отсюда и иди на остров Столобенский; там ты можешь спастись.

Ощутив несомненную близость Господа, монах исполнился великой радости и стал готовиться к новому подвигу. В 1528 году он впервые ступил на землю Столобенского острова на озере Селигер, где ему предстояло прожить до конца дней. Преподобный был поражен красотой и гармонией местности.

Обойдя весь остров, он выбрал место для своей кельи в небольшой горе. Со словами «Здесь покой мой, здесь вселюсь во век века» он возблагодарил Бога и выкопал пещеру, в которой и прожил всю зиму. На второй год жизни на острове святой построил небольшую деревянную келью и часовню.

Святитель Димитрий Ростовский повествует: «Нил проводил на острове жизнь в великих подвигах и молитвах, в посте и трудах; пищею ему служили злаки и ягоды, росшие на острове, а также овощи и плоды от земли, которую он возделывал своими руками.

Но диавол и здесь не переставал вооружаться на святого и устрашал его всевозможными видениями.

Так, однажды диавол явился с целым полчищем бесов и окружил келию преподобного, когда тот совершал в ней молитву свою; оцепив келию веревками, диавол с неистовым криком грозил стащить ее в озеро, но святой молитвою своею отогнал бесовское полчище».

Враг рода человеческого обрушивался на святого и через людей. Так, он научил и окрестных поселян вредить подвижнику. Никому ранее не нужный остров вдруг стал необходим жителям соседних с ним селений, и они решили вырубить на нем лес и распахать пашню. Срубленный же лес подожгли, надеясь, что вместе с ним сгорит и келия святого.

«Видя сие, святой стал на молитву и со многими слезами молился об избавлении от напасти. Милосердый Господь не оставил моление раба Своего, уповающего на Него, и сохранил его по благодати Своей: пламень внезапно погас, как только дошел до горы.

Преподобный же, увидев скорую милость Божию, возрадовался духом, а враги его со стыдом возвратились домой».

Еще об одном удивительном случае рассказывает святитель Димитрий Ростовский:

«Однажды, когда преподобный находился на работе вне келии, разбойники напали на святого и с угрозою требовали от него, чтобы он отдал им свое сокровище; святой же сказал им:

– Всё мое сокровище – в углу келии; войдите туда и возьмите его.

В углу же том была икона Богородицы с Предвечным Младенцем.

Разбойники вошли в келию и внезапно ослепли; тогда они со слезами стали умолять святого о прощении; преподобный помолился Богу, и разбойники прозрели.

После сего святой обратился к ним с наставлением о душевном спасении и повелел им никому не передавать о случившемся с ними; они тогда умолчали, но после кончины святого Нила рассказали обо всем».

Сколько всего козней и напастей пришлось претерпеть преподобному, ведомо одному лишь Господу. Нам же дано зреть плоды святости подвижника – дар проникать в тайные дела людей и согрешающих направлять на путь истины. По молитвам святого укрощались волны на Селигере и застигнутые бурей рыбаки спасались от смерти.

«Богобоязненные жители, занимавшиеся близ острова рыболовством, почитая святого, посылали ему на пропитание рыбу от своего улова. Однажды они послали к нему с рыбою одного из своих товарищей.

Святой, провидя духом своим, что рыбарь осквернил себя прелюбодеянием, закрыл пред ним оконце келии и не принял от него рыбу. Рыбарь, возвратясь к товарищам, поведал им о случившемся.

Они послали другого к преподобному с рыбою, и преподобный с радостью принял от него рыбу и, благословив, отпустил.

В другое время один человек хотел было на острове нарубить лесу для постройки дома, но вдруг загремел страшный гром и послышался голос, воспрещавший рубить лес. Однако тот не убоялся сего и стал нагружать деревьями воз, но лошадь не могла сдвинуть его с места. Увидя сие чудо, человек тот со страхом ушел, обещаясь никогда более не делать того».

Двадцать семь лет подвизался преподобный на Столобенском острове. Святому было открыто время его кончины. За несколько лет до своего преставления ко Господу он выкопал в часовне могилу и поставил в ней гроб. Приходя туда на всякий день, он плакал над тем гробом, говоря себе:

– Се покой мой, се жилище мое!

Когда время кончины приблизилось, преподобный стал молить Бога быть удостоенным принятия Святых Таин. Тогда на остров прибыл игумен Никольского монастыря Сергий и причастил монаха Нила. Беседуя с игуменом, Нил исполнился пророческого вдохновения и сказал: «Отче святый! По моем отшествии к Богу на сем острове Бог воздвигнет храм в прославление Своего имени, и место сие будет жилищем иноков».

«После сего преподобный, войдя в келию, сотворил обычные молитвы и, взяв кадильницу, окадил святые иконы и всю келию; потом (…) преставился ко Господу в 1554 году, декабря в седьмой день». Над могилой преподобного была устроена гробница, у которой совершались исцеления болящих.

«А это разве не чудеса?»

После кончины преподобного Нила остров Столобный привлекал многих иноков, искавших уединения. Они приходили, жили в келье святого – и отправлялись дальше в поисках своего места, пока, наконец, не пришел сюда около 1590 года инок Герман, который поселился на острове.

Вместе с проживавшим здесь же странником Борисом Холмогорцем по благословению митрополита Новгородского Александра и при помощи многих боголюбивых окрестных жителей они построили деревянный храм в честь Богоявления с приделом во имя блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца.

Вокруг храма стали собираться иноки. Постепенно были построены кельи и обнесены оградой. Так и возникла обитель с общежительным уставом, получившая название Ниловой пустыни. Иеромонах Герман стал ее первым настоятелем.

В 1595 году монахи-иконописцы Тверского Оршина Вознесенского монастыря Иов и Нифонт написали образ преподобного Нила – по рассказам тех, кто знал святого при жизни и хорошо его помнил. Образ был возложен на гробницу преподобного. Вслед за написанием иконы возникло местное почитание святого.

В 1598–1600 годах Филофей Пирогов, инок Гефсиманского скита Троице-Сергиевого монастыря, составил стихиры и канон святому и написал его житие.

На гробе преподобного Нила не переставали совершаться чудеса.

В праздник Василия Блаженного (2/15 августа), когда в пустынь собирались богомольцы, два мальчика зашли в часовню, где находился гроб преподобного, и по неразумию начали играть, бросать один в другого рябиной. Внезапно загремел страшный гром, дети обмерли и упали на землю.

Когда народ увидел мальчиков, лежавших без движения, стали служить угоднику молебен и призывать его на помощь. Дети пришли в себя и рассказали, что когда они бросали рябину, то увидели старца, который велел им перестать; они не послушали его и от страшного грома упали на землю.

По усердной молитве родителей дети возвратились домой здоровыми.

Исаия Травков, слуга боярина Бельского, проезжая раз озером Селигер мимо Столобного острова, кощунственно говорил перед своими спутниками: «Хотя ты, Нил, и свят, а все-таки я проеду мимо». Когда Исаия вернулся домой, он внезапно захворал каменной болезнью.

Едучи в другой раз по озеру, Исаия почувствовал себя особенно плохо, еле дышал и говорил едущим с ним, что он умирает. Тут он вспомнил о своем кощунстве, понял, что наказан преподобным, и просил привезти его на остров Столобный.

Как только вынесли Исаию на остров, ему стало лучше; он сам дошел до часовни, перед гробом угодника Божия покаялся в своем безумии и получил исцеление.

После того преподобный Нил явился Исаии во сне и сказал: «Почему ты не заезжаешь к Нилу и говоришь, что он не творит чудес? А это разве не чудеса?» И потом по книге начал читать сказание о чудесах своих. После этого вразумленный Исаия почитал святого Нила великим чудотворцем.

В 1665 году в монастыре произошел пожар, все деревянные строения сгорели.

Была построена временная деревянная церковь, а 27 мая 1667 года при закладке нового каменного храма земля над гробницей преподобного обрушилась и обнажились нетленные и благоуханные мощи святого Нила.

Чудотворные мощи его были переложены в новую гробницу и поставлены в деревянном Покровском храме. 9 апреля 1671 года перенесли их в главный Богоявленский храм обители, где святые мощи покоятся и сегодня.

****

Особым подвигом святого Нила было то, что он не ложился для сна, но спал сидя, опершись на два больших деревянных крюка, вбитых в стену кельи. Именно в этой позе святой мирно отошел ко Господу.

И хотя православной традиции, в отличие от католической, не свойственно изображение святых в виде скульптуры или барельефа, иконографический образ преподобного чудотворца Нила Столобенского более известен именно в виде деревянной резной скульптуры,  изображающей согбенного полусидящего старца с опущенной головой и мерно покоящимися на коленях руками. Вся его фигура свидетельствует о молитвенной сосредоточенности и отрешенности от всего внешнего и временного. Доподлинно не известно, когда впервые появилась на свет подобная деревянная фигура, но в XIX веке в Нило-Столобенской пустыни сложилась благочестивая традиция: паломникам, посещавшим обитель, дарили статуэтки, изображавшие святого. 

Более двух столетий спустя после смерти преподобного Нила Столобенского другой святой Русской Православной Церкви – Серафим Саровский – скажет: «Спаси себя – и вокруг тебя спасутся тысячи».

Казалось бы, святой Нил ничем другим не занимался: более 40 лет проведя в пустынях, он молился, подвизался, боролся со страстями – был полностью сосредоточен на внутреннем делании, на своем спасении.

Но и по сей день вокруг него – приступая к его святым мощам, проходя по местам, где он подвизался, взывая к нему в молитвах, спасаются тысячи людей, находящих отраду и утешение в обращении к великому подвижнику.

8 Июня 2017 Источник: Журнал «Монастырский вестник» № 6 [42]

Источник: https://monasterium.ru/publikatsii/stati/prepodobnyy-nil-stolobenskiy-40-let-v-pustyni/

Преподобному Ни́лу Столобенскому, иже на езере Селигере

Молитва нилу столобенскому чудотворцу

Яко свети́льник всесве́тел, яви́лся еси́ во о́строве Селиге́ра е́зера, преподо́бне о́тче Ни́ле, ты́ бо, кре́ст Христо́в от ю́ности своея́ на ра́мо взе́м, усе́рдно Тому́ после́довал еси́, чистото́ю Бо́гови прибли́жився, отону́дуже и чуде́с дарова́нием обогати́лся еси́. Те́м и мы́, притека́юще к ра́це моще́й твои́х, уми́льно глаго́лем: о́тче преподо́бне, моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Пе́снь 1

Ирмос: Отве́рзу уста́ моя́, и напо́лнятся Ду́ха, и сло́во отры́гну Цари́це Ма́тери, и явлю́ся, све́тло торжеству́я, и воспою́, ра́дуяся, Тоя́ чудеса́.

Смири́лся еси́ Христа́ ра́ди, о́тче Ни́ле, и, кре́ст взе́м, оте́чества и сро́дник бе́гал еси́; отню́дуже в пусты́ню вше́д и в не́й трудолю́бно подвиза́лся еси́, преподо́бне.

От ю́ности своея́, о́тче Ни́ле, у́м к Бо́гу впери́в, и тле́нными нетле́нная, я́ко до́брый купе́ц, искупи́л еси́, те́мже, ны́не соше́дшеся, па́мять твою́ почита́ем.

Христо́вым раче́нием, о́тче Ни́ле, па́че огня́ распала́емь, настоя́щая, я́ко ничто́же су́щи, презре́л еси́, и того́ ра́ди в поко́ище всели́ся, иде́же пра́ведных ду́ши веселя́тся.

Богородичен: Боля́ща исцели́ душе́ю же и те́лом, Влады́чице, раба́ Твоего́ блаже́ннаго Ни́ла моле́нием: Тебе́ бо Предста́тельницу вси́ су́щии в печа́лех стяжа́хом, я́ко ро́ждшую Спасе́ние на́ше.

Пе́снь 3

Ирмос: Твоя́ песносло́вцы, Богоро́дице, живы́й и незави́стный Исто́чниче, ли́к Себе́ совоку́пльшия, духо́вно утверди́, в боже́ственней Твое́й сла́ве, венце́в сла́вы сподо́би.

Сна́ твои́м очесе́м не да́л еси́, блаже́нне Ни́ле, ни ве́ждом дрема́ния, до́ндеже сподо́бился еси́ пра́ведных селе́ния, я́же угото́ва Бо́г лю́бящим Его́.

Бо́дренными твои́ми моли́твами, о́тче Ни́ле, и жесто́ким воздержа́нием Бо́гу на земли́ до́бре угоди́л еси́, и сего́ ра́ди бы́в стра́шен враго́м и сла́вен челове́ком.

Ра́йскую жи́знь и та́мо святы́м весе́лие всегда́ во уме́ свое́м помышля́я, преподо́бне, те́мже во слеза́х и в воздыха́нии всю́ жи́знь свою́, о́тче Ни́ле, проше́л еси́ и сего́ ра́ди по сме́рти от Христа́ чудесы́ просла́вися.

Богородичен: Источа́еши исцеле́нием струи́ боля́щим, Де́во, всю́ду: Тя́ бо исто́чник показа́ исцеле́ний, Влады́чице, Иже ми́лости Госпо́дь, из Тебе́ рожде́йся па́че ума́.

Седа́лен, гла́с 4

Страстно́е покори́л еси́ плотско́е мудрова́ние и ху́ждшее порабо́тил еси́ лу́чшему, о́тче Ни́ле пресла́вне, сокруши́л еси́ бесо́вския ко́зни посто́м и возсия́л еси́ в ми́ре, я́ко луча́ со́лнечная, сия́ний твои́х доброде́телей: сего́ ра́ди тя́ воспева́ем.

Сла́ва, и ны́не, Богородичен:

Стена́ непобеди́мая на́м, христиа́ном, еси́, Богоро́дице Де́во, к Тебе́ прибега́юще, невреди́ми пребыва́ем и, па́ки согреша́юще, и́мамы Тя́ Моли́твенницу. Те́м, благодаря́ще, вопие́м Ти́: ра́дуйся, Благода́тная, Госпо́дь с Тобо́ю.

Пе́снь 4

Ирмос: Седя́й в сла́ве на Престо́ле Божества́ во о́блаце ле́гце, при́иде Иису́с Пребоже́ственный, Нетле́нною Дла́нию и спасе́ зову́щия: сла́ва, Христе́, си́ле Твое́й.

Житие́ свое́, о́тче Ни́ле, чу́дно на земли́ показа́л еси́, вели́ко поще́ние и смире́ние, и сего́ ра́ди на небесе́х жи́знь ве́чную насле́довал еси́; моли́ спасти́ся от бе́д пою́щим тя́.

Симео́на вели́каго, на столпе́ жи́вшаго, житию́ после́дуя, преподо́бне, те́мже того́, ели́ко мо́щно, именова́ние от жития́ стяжа́л еси́, Ни́ле пребога́те.

Посто́м и моли́твами те́ло твое́, о́тче Ни́ле, изнури́л еси́ и сего́ ра́ди сподо́бился еси́ ви́дети неизрече́нная блага́я, я́же святы́м угото́вана, с ни́миже, о́тче Ни́ле, о на́с моли́ся.

Богородичен: Покро́в, и заступле́ние, и прибе́жище бу́ди ми́, Де́во, рабу́ Твоему́, исцели́ мя́ от безме́рных зо́л, воспева́ти, Пречи́стая: сла́ва Рождеству́ Твоему́.

Пе́снь 5

Ирмос: Ужасо́шася вся́ческая о Боже́ственней сла́ве Твое́й: Ты́ бо, неискусобра́чная Де́во, име́ла еси́ во утро́бе над все́ми Бо́га, и родила́ еси́ Безле́тнаго Сы́на, все́м, воспева́ющим Тя́, ми́р подава́ющая.

Чи́сто житие́ твое́ от ю́ности потща́лся еси́, преподо́бне, сохрани́ти; те́мже, чистоту́ твою́ ви́дев, Пресвяты́й Ду́х в тя́ всели́ся.

Яко преоби́дев тле́нная, ве́чная, о́тче, сподо́бился еси́ прия́ти по нело́жному словеси́: проси́те и прии́мете. Те́мже, я́ко проси́л, сия́ по досто́инству прия́л еси́.

Ме́сто освяти́ся, на не́мже честны́я мо́щи твоя́ положи́шася, преподо́бне, и по мно́гим страна́м прославля́емо е́сть, я́ко в себе́ мо́щи твоя́ иму́щее.

Богородичен: Не преста́й моля́щи, Его́же родила́ еси́, Богоневе́сто, я́ко Спа́са и Влады́ку, разреше́ние ми́ пода́ти скорбе́й и боле́зней облегче́ние, я́ко да прииму́ проще́ние, песносло́вя Тя́ во ве́ки.

Пе́снь 6

Ирмос: Боже́ственное сие́ и всечестно́е соверша́юще пра́зднество, богому́дрии, Богома́тере, прииди́те, рука́ми воспле́щим, от Нея́ ро́ждшагося Бо́га сла́вим.

Твое́ вели́кое житие́ и чистоту́, к си́м же безме́рное смире́ние прови́дев, Пресвяты́й Ду́х сла́вна тя́, о́тче, показа́; те́мже, от сего́ жития́ ко о́ному преше́д, получи́л еси́ с пра́ведными та́мо весе́лие.

Дне́сь наста́вши, свяще́нная па́мять твоя́, преподо́бне Ни́ле, весели́т ученики́ твоя́, воспева́ющия любо́вию по́двиги твоя́, и́же, честно́е твое́ успе́ние сла́вяще, торжеству́ют, и́хже моли́твами твои́ми, о́тче, соблюди́.

Разбо́йницы иногда́ приидо́ша тебе́ оскорби́ти, преподо́бне, но ты́, те́х лука́вство разуме́в, Преве́чнаго Христа́ Бо́га си́лою и Пречи́стыя Его́ Ма́тере по́мощию си́х не́мощны сотвори́л еси́, и́же, не могу́ще тебе́ проти́витися, стра́хом отбего́ша, побежде́ни па́че бы́вше, не́жели победи́ша.

Богородичен: Твою́ по́мощь да́ждь ми́ и изба́ви мя́ от бе́д, и скорбе́й, и прегреше́ний мои́х, Яже все́х ро́ждши Избавле́ние.

Конда́к, гла́с 8:

Оте́чества, преподо́бне, удали́вся, в пусты́ню всели́лся еси́, и, на о́стров Селиге́ра е́зера возше́д, жесто́ко житие́ показа́л еси́, и, мно́гих доброде́тельми удиви́в, дарова́ния чуде́с от Христа́ прия́л еси́. Помина́й на́с, чту́щих па́мять твою́, да зове́м ти́: ра́дуйся, Ни́ле, о́тче на́ш.

Икос:

Возлюби́в, преподо́бне, Христо́вы боже́ственныя за́поведи и возненави́дев ми́ра сего́ наслажде́ние, прите́кл еси́ усе́рдно к Тому́ и бы́л еси́ свети́льник, просвеща́яй концы́ блиста́нием духо́вным.

Те́м, припа́дая, молю́ тя: просвети́ ми о́чи серде́чныя воспе́ти твоя́ по́двиги, поще́ние, бде́ние, сле́зы, боле́зни, изнуре́ние те́ла блаже́нныя ра́ди бу́дущия жи́зни, ея́же ны́не наслажда́яся, моли́ непреста́нно о все́х на́с.

Пе́снь 7

Ирмос: Не послужи́ша тва́ри богому́дрии, па́че Созда́вшаго, но, о́гненное преще́ние му́жески попра́вше, ра́довахуся, пою́ще: препе́тый отце́в Госпо́дь и Бо́г, благослове́н еси́.

Источа́ет чудеса́ честна́я ра́ка твоя́, преподо́бне, преизоби́лующи благода́тию, ве́рою приходя́щим здра́вие да́рует, Христу́ от души́ вопию́щим: благослове́н Бо́г отце́в на́ших.

Дре́вних о́нех и вели́ких отце́в, в посте́ просия́вших, житию́ подо́бяся, преподо́бне, в пусты́ню всели́лся еси́ и та́мо в поще́ниих мно́га ле́та пребы́л еси́, Ни́ле, о́тче на́ш.

Яко и́стиннаго и кро́ткаго Пастыренача́льника Христа́ незло́бивое овча́, о́тче Ни́ле, бы́л еси́. Те́мже незло́бив хотя́щим тебе́ озло́бити яви́лся еси́, Христу́ вопия́: благослове́н Бо́г отце́в на́ших.

Богородичен: Обощре́ны боле́зни ра́нам мои́м от безме́рных мои́х прегреше́ний, Влады́чице, веду́т в сме́рть душе́вную и теле́сную, но исхи́ти, я́ко си́льна, вся́ких скорбе́й и неду́г.

Пе́снь 8

Ирмос: Отроки благочести́выя в пещи́ Рождество́ Богоро́дичо спасло́ е́сть, тогда́ у́бо образу́емое, ны́не же де́йствуемое, вселе́нную всю́ воздвиза́ет пе́ти Тебе́: Го́спода по́йте, дела́, и превозноси́те Его́ во вся́ ве́ки.

Изде́тска, преподо́бне о́тче, потща́лся еси́ свою́ со́весть и се́рдце с душе́ю чи́сто Го́споду предста́вити. Те́м и Христо́с чудесы́, тебе́ прославля́ет, Тому́ вопию́ща: Го́спода воспева́йте, дела́, и превозноси́те Его́ во ве́ки.

Ны́не пусты́ня весе́лием красу́ется, о́тче, иму́щи мо́щи твоя́ в себе́, Ни́ле преподо́бне, ученицы́ же твои́, твоему́ житию́ ревну́юще, о твое́й па́мяти ра́дующеся, Творцу́ вопию́т: Го́спода воспева́йте, дела́, и превозноси́те Его́ во ве́ки.

В пусты́ни, преподо́бне, иде́же селе́ние име́л еси́, прече́стен хра́м во сла́ву Богоявле́ния Госпо́дня воздви́гл еси́, в не́мже прославля́ется пречи́стое Того́ и́мя, и вси́ вопию́т: Го́спода воспева́йте, дела́, и превозноси́те Его́ во ве́ки.

Богородичен: Свети́льник Све́та Трисо́лнечнаго су́щи, заре́ю благоутро́бия Твоего́ тму́ отъими́ прегреше́ний мои́х, Богороди́тельнице, избавле́ние ну́ждных боле́зней подаю́щи, ве́рою превознося́щему пречи́стое Твое́ Рождество́.

Пе́снь 9

Ирмос: Вся́к земноро́дный да взыгра́ется, Ду́хом просвеща́емь, да торжеству́ет же безпло́тных умо́в естество́, почита́ющее свяще́нное торжество́ Богома́тере, и да вопие́т: ра́дуйся, Всеблаже́нная Богоро́дице, Чи́стая Присноде́во.

Бога́тство и пи́ща, похвала́ и ра́дость преподо́бным еси́, Христе́ Бо́же, Его́же возлюби́в, преподо́бный Ни́л вся́, я́же в ми́ре кра́сная, нивочто́же вмени́; те́мже наслажда́ется Твоея́ красоты́ во блаже́нном Све́те.

Страстьми́ коле́блющихся и бу́рею грехо́вною погружа́емых, я́ко дерзнове́ние име́яй ко Го́споду, всегда́ сохраня́й, благоче́стно тя́ воспева́ющих и прославля́ющих.

Облиста́в заре́ю, просия́л еси́ духо́вно и яви́лся еси́ вы́шнему ликостоя́нию све́тел; озари́ ми у́м, блаже́нне, Трисия́нным Све́том Божества́ и от страсте́й мя́ изба́ви моли́твами твои́ми.

Богородичен: Ты́ еси́ ве́рным похвала́, Безневе́стная, Ты́ заступле́ние и свяще́нное прибе́жище христиа́ном: к Сы́ну бо Своему́ и Бо́гу мольбы́ но́сиши, Всенепоро́чная, и от бе́д спаса́еши ве́рою и любо́вию Богоро́дицу Чи́стую Тя́ воспева́ющих и велича́ющих.

Свети́лен

Посто́м тече́ние твое́ соверши́в, на небеса́ возше́л еси́ и Христу́ Бо́гу предстои́ши. Ни́ле, о́тче преподо́бне, за ны́ моли́ся, те́пле пою́щих тя́.

Сла́ва, и ны́не, Богородичен:

Ра́дость неизрече́нную ро́ждши, Го́спода, ра́дости небе́сныя прича́стников все́х на́с сотвори́, Тебе́ почита́ющих, Пречи́стая, и от души́ вопию́щих Ти́: не забу́ди Твоя́ рабы́, Благослове́нная Мари́е.

Молитва преподобному Нилу Столобенскому

О вели́кий уго́дниче, пресла́вный чудотво́рче, собра́нного зде о тебе́ ста́да Христо́ва бо́дрый па́стырю и оби́тели сея́ Бо́гом да́нный нача́льниче, Ни́ле всеблаже́нне! Душе́ю на Небеси́ Престо́лу Бо́жию предстоя́й и Тро́ичныя сла́вы наслажда́яйся, те́лом же на земли́ в Боже́ственном хра́ме сем почива́яй и от него́ да́нною ти свы́ше благода́тию разли́чная источа́яй чудеса́, при́зри ми́лостивым о́ком на предстоя́щия честне́й твое́й ра́це лю́ди и прося́щия си́льныя твоея́ по́мощи. Се бо мы в безме́рных согреше́ниях оскверни́вшиися и в ти́не страсте́й при́сно валя́ющиися, пра́ведный гнев Бо́жий на себе́ наведо́хом и вся́кия ми́лости недосто́йны сотвори́хомся; те́мже и не сме́юще возвести́ оче́с на́ших к высоте́ Небе́сней, ниже́ вознести́ моле́бный глас, се́рдцем сокруше́нным и ду́хом смире́нным тебе́ в хода́тайство и посо́бие призыва́ем. Ты у́бо, я́ко стяжа́вый дерзнове́ние, воздви́гни горе́ преподо́бныя твоя́ ру́це, я́коже иногда́ чу́дный о́ный Моисе́й Богови́дец Амали́ка побежда́яй, и просте́р к Го́споду Творцу́ всех и Бо́гу те́плую свою́ моли́тву, испроси́ Це́ркви благостоя́ние, возду́ха благорастворе́ние, земли́ плодоно́сие. Изба́ви же всех, ве́рою несумне́нною к Бо́гу приходя́щих и многоцеле́бныя мо́щи твоя́ благогове́йно почита́ющих, от вся́ких бед душе́вных и теле́сных, от всех томле́ний и прило́гов диа́вольских. Бу́ди печа́льным уте́шитель, неду́гующим врач, напа́ствуемым помо́щник, наги́м покрови́тель, вдови́цам засту́пник, си́рым защи́тник, младе́нцем пита́тель, ста́рым укрепи́тель, стра́нствующим путево́ждь, пла́вающим ко́рмчий и исхода́тайствуй всем, кре́пкия по́мощи твоея́ усе́рдне тре́бующим, вся я́же ко спасе́нию поле́зная. Я́ко да твои́ми моли́твами наставля́еми, путь на земли́ маловре́меннаго жития́ на́шего безбе́дне соверши́м, улучи́м же на Небеси́ несконча́емый поко́й и просла́вим ку́пно с тобо́ю всех благи́х Да́теля, еди́наго в Тро́ице сла́вимаго Бо́га Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Источник: https://xn----7sbahbba0chrecjllhdbcuymu3s.xn--p1ai/kanon/minea_iun/kan_9iun_nil.html

Преподобный Нил Столобенский: житие, молитва

Молитва нилу столобенскому чудотворцу

Все слышали о святых, способных исцелять одним прикосновением, заглядывать в будущее, сражаться с нечистой силой. Думаете, подобные деяния — удел избранных, особо одаренных? А ведь когда-то большинство чудотворцев ничем не отличались от простых смертных. Это относится и к легендарному Нилу Столобенскому, основателю монастыря на острове Столобном недалеко от города Осташкова.

Житие Столобенского

О жизни Нила в миру известно не многое, даже нет сведений о дате его рождения и настоящем имени. Еще в юности он потерял родителей и, оставив дом и все земные помыслы, принял монашество в Иоанно-Богословском Крыпецком монастыре. Там получил свое новое имя — в честь знаменитого подвижника первых веков христианства Нила Синайского.

Благодаря праведности и послушанию молодой монах быстро снискал расположение настоятеля и монастырской братии. Однако радости ему это не принесло.

Опасаясь, что похвала разбудит в нем гордыню, Нил стал просить игумена позволить служить Богу в одиночестве.

В 1515 году преподобный покинул монастырь и в лесу, на берегу реки Серемхи, срубил себе небольшую келью. Вот тут, как ни странно, начались проблемы.

Как и полагается истинному подвижнику, отшельник питался только плодами земли и большую часть времени проводил в посте и молитве. Но столь откровенное служение Всевышнему не понравилось врагу рода человеческого.

Да и кого искушать дьяволу, как не молодого монаха? Ведь он скорее, чем старец, поддастся бесовским наваждениям.

По ночам к келье преподобного со всей округи стали сползаться змеи и прочие жуткие гады, но Нил изгонял их молитвой и крестным знамением.

Сатана не отступал. Он решил воздействовать на отшельника через людей — алчных и слабых духом. Однажды к преподобному явились разбойника. Что они надеялись украсть у нищего монаха — не ясно: не иначе как бес попутал.

Сила молитвы к Пресвятой Богородице и на этот раз спасла Нила. Злодеям почудилось, будто преподобного окружает небесное воинство — ангелы с пламенными мечами. Разбойники в ужасе пали на колени, каясь в своих грехах и моля о прощении.

И Нил, наказав впредь воздерживаться от дурных дел, отпустил их с миром.

Прошло несколько лет. Молва о святом отшельнике распространилась по окрестным селениями. К Нилу приходили люди — исповедаться, получить духовное наставление. Но монах, как и прежде, старался избегать общества, поскольку чувствовал, что любые мирские заботы отвлекают его от служения Богу.

И вот однажды Нил увидел во сне совершенно безлюдную землю: ни построек, ни угодий. А затем услышал голос, сообщавший, что это остров Столобный, который находится на озере Селигер: именно там следует искать спасение.

Разумеется, он воспринял видение как знак Божий и вскоре перебрался на остров. Дни и ночи проводил в молитвах и посте, не позволяя себе даже прилечь. Но долгожданное уединение было нарушено: отшельнику начал являться дьявол, угрожая немыслимыми бедами.

Запугать святого не удалось, и тогда лукавый задумал выжить его с острова.

Крестьяне, населявшие ближайшие деревни, были язычниками, поэтому Сатана легко внушил им, что нужно прогнать незваного гостя, который молится чужому богу. Они явились на остров и потребовали освободить его под пахотные земли (раньше почему-то ни у кого подобных идей не возникало).

Преподобный просил оставить ему хотя бы гору, на которой он мог бы молиться. Но люди слышать ничего не желали и решили выкурить святого с острова. Вырубили лес, подожгли, надеясь, что сгорит и келья монаха, и стали наблюдать. Каково же было их изумление, когда бушующее пламя, дойдя до жилища отшельника, вмиг погасло.

Перепуганные захватчики тут же бежали с острова.

Через некоторое время к Нилу пожаловали разбойники. Дьявол нашептал им, будто монах прячет в своей келье несметные богатства. Они потребовали отдать сокровища. «Чада! — кротко ответил Нил. — Единственное мое сокровище находится в углу кельи».

Повторять дважды не пришлось: разбойники ворвались в келью, а там в переднем углу — икона Пресвятой Богородицы, от которой исходило необычайно яркое сияние. Лишь взглянув на икону, бедняги ослепли. Прося пощады, они пали на землю. Увидев их искреннее раскаяние, святой принялся молить Господа простить несчастных.

И они прозрели! Покидали остров уже совершенно другие люди — исцеленные и физически, и духовно.

Смерть Нила Столобенского

В конце концов дьявол отчаялся испытывать преподобного, и монах смог полностью посвятить себя служению Богу. Благодаря своей стойкости и невероятной силе духа Нил обрел чудесные способности. Научился предвидеть, исцелять, глядя в глаза человеку, понимал, что у того на сердце, какие беды и грехи терзают душу.

Силой молитвы святой укрощал волны на Селигере, и рыбаки, попавшие в шторм, благополучно возвращались домой. Однажды Господь сообщил монаху, что близок его смертный час. И тогда преподобный попросил Бога дать ему возможность перед смертью приобщиться Святых Тайн. На остров прибыл духовный отец Нила — игумен Николо-Рожковского монастыря отец Сергий.

Нил исповедался, причастился и сказал, что ему было видение: на этом острове построят храм и монастырь во славу Божию.

Наутро Нил скончался. Но чудеса, всю жизнь сопровождавшие отшельника, продолжались и после его смерти. У могилы Нила Столобенского исцелялись больные, слабые верой обретали силу духа. Но не был милостив дух праведника к нечестивцам. Так, в 1568 году некий Иван Куров зашел в гробницу Нила, как говорится, полюбопытствовать.

На гробнице был богатый покров, который господин Куров захотел «позаимствовать». Стоило ему лишь потянуть за край, как оказалось, что он тащит на себя всю каменную гробницу. Перепугавшись не на шутку, Иван выбежал из часовни. В тот же день, не в силах объяснить увиденное, он лишился рассудка.

Только через полгода, когда Куров вернулся к гробнице и принес покаяние, его разум прояснился.

А монастырь и храм на острове Столобном действительно воздвигли. Сначала деревянную церковь, потом — каменный собор, куда решили перенести останки преподобного Нила. До сих пор мощи святого обладают силой исцелять больных и немощных, а предавшихся пороку — наставлять на путь истинный.

Молитва  Нилу Столобенскому чудотворцу

О великий угодниче, преславный чудотворче, собраннаго зде о тебе стада Христова бодрый пастырю, и обители сея Богом данный начальниче, Ниле всеблаженне! Душею на Небеси престолу Божию предстояй и Троичны славы наслаждаяйся, телом же на земли в божественнем храме сем почивайяй и от него данною ти свыше благодатию различная источаяй чудеса, призри милостивым оком на предстоящия честней твоей раце люди, и просящия сильныя твоей помощи. Се бо мы в безмерных согрешении их осквернившиися, и в тине страстей присно валяющиися, праведный гнев Божий на себе наведохом, и всякия милости недостойны сотворихомся: темже и не смеюще возвести очес наших к высоте Небесней, ниже вознести молебный глас, сердцем сокрушенным и духом смиренным тебе в ходатайство и пособие призываем. Ты убо, яко стяжавый дерзновение, воздвигни горе преподобныя твоя руце, якоже иногда чудный оный Моисей Боговидец Амалика повеждаяй, и простри ко Господу Творцу всех и Богу теплую свою молитву о народе нашем, и спроси непреоборимую на невидимыя и видимыя враги поведу, здравие нерушимое, лет долготу, мир во днех их, Церкви благостояние, воздуха благорастворение, земли плодоносие. Избави же всех верою несумненною к Богу приходящих и многоцелебныя мощи твоя благоговейно почитающих, от всяких бед душевных и телесных, от всех томлений и прилогов диавольских. Буди печальным утешитель, недугующим врач, напаствуемым помощник, нагоим покровитель, вдовицам заступник, сирым защитник, младенцем питатель, старым укрепитель, странствующим путевождь, плавающим кормчий, и исходатайствуй всем крепкия помощи твоея усердне требующим вся яже ко спасению полезная. Яко да твоими молитвами наставляеми, путь на земли маловременнаго жития нашего безбедне совершим, улучим же на Небеси нескончаемый покой, и прославим купно с тобою всех благих Дателя Единаго в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4:

Яко светильник всесветел, / явился еси во острове Селигера озера, / преподобне отче Ниле, / ты бо, крест Христов от юности своея на рамо взем, / усердно Тому последовал еси, / чистотою Богови привлижився, / отонудуже и чудес дарованием обогатился еси. / Тем и мы, притекающе к раце мощей твоих, умильно глаголем: / отче преподобне, / моли Христа Бога //

спастися душам нашим.

Кондак, глас 8:

Отечества, преподобне, удалився, / в пустыню вселился еси, / и, на остров Селигера озера возшед, / жестоко житие показал еси, / и, многих добродетельми удивив, / дарования чудес от Христа приял еси. / Поминай нас, чтущих память твою, / да зовем ти: //

радуйся, Ниле, отче наш.

Источник: http://vedmochka.net/%D1%8D%D0%B7%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0/%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B0-%D0%B8-%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D1%8F/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BD%D0%B8%D0%BB-%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%B6%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5-%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B2%D0%B0.html

Погибель Нила Столобенского

В конце концов бес отчаялся испытывать преподобного, и монах сумел вполне предназначить себя служению Богу. Благодаря собственной стойкости и неописуемой силе духа Нил обрел волшебные возможности.

Научился предугадать, лечить, смотря в глаза человеку, осознавал, что у того на сердечко, какие неудачи и грехи терзают душу. Силой молитвы святой укрощал волны на Селигере, и рыбаки, попавшие в шторм, благополучно ворачивались домой.

В один прекрасный момент Господь сказал монаху, что близок его смертный час. Тогда и преподобный попросил Бога отдать ему возможность перед гибелью приобщиться Святых Загадок. На полуостров прибыл духовный отец Нила — игумен Николо-Рожковского монастыря отец Сергий.

Нил исповедался, причастился и произнес, что ему было видение: на этом полуострове построят храм и монастырь во славу Божию.

Наутро Нил скончался. Но чудеса, всю жизнь сопровождавшие отшельника, длилось и опосля его погибели. У могилы Нила Столобенского исцелялись нездоровые, слабенькие верой обретали силу духа. Но не был милостив дух праведника к нечестивцам. Так, в 1568 году некоторый Иван Куров зашел в гробницу Нила, как говорится, полюбопытничать.

На гробнице был обеспеченный покров, который государь Куров возжелал «взять в долг». Стоило ему только потянуть за край, как оказывается, что он тащит на себя всю каменную гробницу. Перепугавшись не на шуточку, Иван выбежал из часовни. В этот же денек, не способен разъяснить увиденное, он лишился рассудка.

Лишь через полгода, когда Куров возвратился к гробнице и принес покаяние, его разум прояснился.

А монастырь и храм на полуострове Столобном вправду воздвигли. Поначалу древесную церковь, позже — каменный собор, куда решили перенести останки преподобного Нила. До сего времени мощи святого владеют силой лечить нездоровых и беспомощных, а предавшихся пороку — наставлять на путь настоящий.

Тропарь, голос 4:

Яко осветительный прибор всесветел, / явился еси во полуострове Селигера озера, / преподобне отче Ниле, / ты бо, крест Христов от молодости своея на рамо взем, / усердно Тому последовал еси, / чистотою Богови привлижився, / отонудуже и чудес дарованием обогатился еси. / Тем и мы, притекающе к раце мощей твоих, умильно глаголем: / отче преподобне, / моли Христа Бога //

спастися душам нашим.

Источник: https://potokudach.ru/jezoterika/vera-i-religiya/prepodobnyj-nil-stolobenskij-zhitie-molitva/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.