Молитва 1839 лермонтова

М ю лермонтов стихи молитва

Молитва 1839 лермонтова

  • 0 Сохранили
    • 0Добавить в цитатник
    • 0Сохранить в ссылки

    ХОРОШЕГО ТЕБЕ НАСТРОЕНИЯ, ДОРОГОЙ .

    А третья, в таком изумительном исполнении, так прекрасна. Не похожа на его творчество. Спасибо, как интересно!

    Михаил Лермонтов — Молитва (В минуту жизни трудную): Стих

    В минуту жизни трудную

    Теснится ль в сердце грусть,

    Одну молитву чудную

    Твержу я наизусть.

    Есть сила благодатная

    В созвучьи слов живых,

    И дышит непонятная,

    Святая прелесть в них.

    С души как бремя скатится,

    И верится, и плачется,

    И так легко, легко…

    Анализ стихотворения «В минуту жизни трудную» Лермонтова

    Лермонтов вошел в поэтический мир, прежде всего, как бунтарь-одиночка. С самых ранних произведений он развивает романтический образ поэта, противостоящего толпе. Главные устремления лирического героя – достижение свободы и независимости.

    Параллельно он разрабатывает демоническую тему. Идеал Лермонтова – мятежный дух, стоящий выше людских и божественных законов. Естественно, такие настроения были очень далеки от христианского смирения и покорности.

    Многие считали поэта вольнодумцем и безбожником.

    Именно поэтому стихотворение «В минуту жизни трудную», или «Молитва», резко выделяется на общем фоне творчества Лермонтова. Оно было написано в 1839 г., вскоре после возвращения поэта из ссылки. Обращение к религиозной теме можно объяснить мучительным поиском выхода из непростой ситуации.

    Защита Пушкина в стихотворении «Смерть поэта» вызвало царскую опалу и закрыло для Лермонтова двери во многие дома высшего общества. К нему стали относиться с подозрением и недоверием. Будучи еще молодым человеком, поэт с горечью признает, что не находит в людских сердцах отклика на свои призывы к справедливости.

    Его отчужденность от мира только усиливается.

    Маловероятно, что Лермонтов испытал внезапное религиозное озарение. Просто вера осталась единственным средством к спасению, когда другие возможности уже исчерпаны. Есть свидетельства, что на поэта сильно повлияло общение с М. Щербатовой, призывавшей его обратиться к Богу.

    Спокойное и грустное стихотворение все равно не укладывается в религиозные стандарты. В нем вообще не упоминается Бог, святые или какие-либо библейские персонажи. Автор не прибегает к покаянию, что по идее следовало бы сделать в первую очередь, учитывая его жизнь и поступки. Он смиряет свою гордость, но не признает за собой ошибок.

    Молитва Лермонтова проста и легка. Конкретное ее содержание совершенно не важно. Значение имеет само «созвучье слов живых». Их сочетание имеет невероятную силу, позволяющую человеку сбросить с себя тяжелый груз накопленных переживаний и страданий. Молитва способна очистить душу и дать возможность и дальше нести свой жизненный крест.

    Стихотворение удивительно лирично и музыкально. Впоследствии на его основе был создан романс.

    Стих «В минуту жизни трудную» стал ярким образцом религиозной лирики. В наше время он очень высоко ценится среди последователей неортодоксальных христианских учений.

    Отзывы к стихотворению

    Вообще мне очень нравится творчество Лермонтова, но «Молитва» одно из моих самых любимых стихотворений.

    Мне кажется, что раньше людям легче давалось переживать невзгоды, так как была вера. Сейчас верить трудно, так как на смену вере пришло знание.

    Просто до глубины души тронуло, а ведь и не длинное стихотворение, но как точно написано, аж душа раскрылась.

    Люблю стихи Лермонтова, душевные, трогательные и подходят к разным жизненным обстоятельствам. При стихотворении «Молитва» даже душа облегчается.

    Какой яркий стих. Показывает силу слов. Можно подумать сам Лермонтов повторяя эту Молитву подбадривает себя писать ещё и ещё. Воодушевляет.

    Светлое, легкое стихотворение…

    Обожаю этот стих, у нас как раз по программе стихи Лермонтова.

    Нам этот стих уже задавали и к тому же оно учится легко.

    ТОП-20 стихов

    Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта | Контакты

    © Все анализы стихотворений, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом.

    При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений – запрещено.

    Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).

    Молитва — Михаил Лермонтов

    В минуту жизни трудную,

    Теснится ль в сердце грусть,

    Одну молитву чудную

    Твержу я наизусть.

    Есть сила благодатная

    В созвучьи слов живых,

    И дышит непонятная,

    Святая прелесть в них.

    С души как бремя скатится,

    И верится, и плачется,

    И так легко, легко…

    В минуту жизни трудную. На слова М.Ю. Лермонтова

    Нет похожих книг.

    • Мой Мир
    • Живой Журнал

    И это написано в 1839 году..сейчас такого не напишут.

    Сейчас напишут и поглубже, нужно искать и читать. Например Иеромонах Роман Матюшин. Спаси Господи!

    ахахаха, да, конечно, иером. Роман лучше Лермонтова…

    вот это поколение интернет-поэзии…

    Просто вы не хотите видеть бриллианты современной поэзии. Да, сейчас много поэтического мусора. Но в те времена тоже было немерено мусорной поэзии, которую писали все, кому не лень, и кого учили стихомсложению. Пройдут многие годы, и стихотворения поэтов нашего времени будут давать в школах так же, как сейчас дают Маяковского и Цветаеву.

    «Молитва» — стихотворение Лермонтова, написанное уже в конце творческого пути в 1839 году. В его поэзии есть и другие стихотворения с тем же названием: в ранней лирике это стихотворение «Не обвиняй меня Всесильный…», созданное в 1829 году, оно при жизни поэта не печаталось, и «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…», которое было написано в 1837 году, то есть немногим ранее рассматриваемого.

    Даже среди шедевров лермонтовской лирики «Молитва» 1839 года поражает удивительной гармонией и проникновенностью звучания. Все художественные средства подчинены задаче выразить глубину молитвенного чувства человека.

    В творчестве Лермонтова «Молитва» стала стихотворением, обозначившим новый поворот во внутреннем, душевном и духовном, состоянии поэта. Она стала ответом тем, кто обвинял его в безверии и демонизме.

    Самой молитвы нет, как у Пушкина, например. Есть только само восприятие человеком Божественного откровения. Дан ответ: Господи! Ты со мною. Не оставляй меня.

    С душой… Хороший стих

    Красивый стих, мне задали его в школе выучить. Мне понравился и легко учится.

    Хороший стих, выучил на #5

    Короткий и довольно посредственный стих. В школе выучил за 15 минут на перемене.

    Не вам , уважаемый, и не нам судить. Сначала сами напишите что-нибудь стоящее.

    Все мы скоры на осуждение. А как обернёмся да посмотрим на плоды дел своих, так сразу понимаем: лучше бы и рта не раскрывали. Простите за ответ.

    О! Как самонадеян сей глупец!

    Смешить людей — вот весь его удел!…((

    Скажу прямо, не такие они и талантливые, был бы талант, истинный, не умерли бы в бедности. Ни Пушкин, ни Гоголь и другие.

    Потому что за их творчество им не кто не платил времена другие были…

    Их талант был направлен против жестокости власти. Из-за этого они попадали в ссылки . Они являлись началом освободительного процесса под названием революция (1917) . Они рождали патриотизм, любовь к РОДИНЕ и веру крестьян в свою силу .

    *даня утверждать об истином таланте писателей нам дает право их известность, их особый склад ума, их важный, бесспорный и непоколебимый вклад в мир, где основной массой управляют меркантильность и лицемерие. Богатым можно быть только душой. Всё остальное — иллюзия.

    Как только поймешь о чем я, разбей свою драгоценную копилку и купи пару книг. Forbes подождет.

    Самое загадочное произведение Лермонтова…

    … скажите, а о какой молитве идет речь в стихотворение?

    Увы, это неизвестно.

    Преподобный Варсонофий Оптинский считал, что в этом стихотворении говорится про Иисусову молитву.

    Почивший 20 февраля2017 г. Схиархимандрит Кирилл Павлов диктовал это стихотворение своим чадам, как молитву.

    Другое время. Другие стихи. Такие гении часто не рождаются.

    Неблагодарное это занятие — объяснять стихи прозой.

    Кто певец … звучит как солист в хоре мальчиков?

    Оксана!О каком конце творческого пути Вы говорите? В момент опубликования стихотворения «Молитва» 14 ноября 1839 года в «Отечественных Записках» Лермонтову 25 лет и только в этом году напечатаны «Герой нашего времени» и и»Мцыри».

    А «Молитва» скорее всего написана в период ареста Лермонтова после написания им «На смерть поэта» в 1837 году.Именно тогда он прочувствовал исцеляющую силу «Молитвы» и написал практически гимн молитве. Это период начала творческого созревания поэта.

    К сожалению мы были лишены возможности прикоснуться к его будущим несомненно более зрелым произведениям, ибо через два года после опубликования «Молитвы» он погиб.

    Стихотворение Лермонтова М.Ю

    Я, матерь божия, ныне с молитвою

    Не о спасении, не перед битвою,

    Не с благодарностью иль покаянием,

    Не за свою молю душу пустынную,

    За душу странника в свете безродного;

    Но я вручить хочу деву невинную

    Теплой заступнице мира холодного.

    Окружи счастием душу достойную;

    Дай ей сопутников, полных внимания,

    Молодость светлую, старость покойную,

    Срок ли приблизится часу прощальному

    В утро ли шумное, в ночь ли безгласную —

    Ты восприять пошли к ложу печальному

    Расстались мы, но твой портрет

    Я на груди моей храню:

    Как бледный призрак лучших лет,

    Он душу радует мою.

    И, новым преданный страстям,

    Я разлюбить его не мог:

    Так храм оставленный — все храм,

    Кумир поверженный — все бог!

    Я не хочу, чтоб свет узнал

    Мою таинственную повесть;

    Как я любил, за что страдал,

    Тому судья лишь бог да совесть.

    У них попросит сожаленья;

    И пусть меня накажет тот,

    Кто изобрел мои мученья;

    Укор невежд, укор людей

    Души высокой не печалит;

    Пускай шумит волна морей,

    Утес гранитный не повалит;

    Его чело меж облаков,

    Он двух стихий жилец угрюмый,

    И, кроме бури да громов,

    Он никому не вверит думы.

    Не смейся над моей пророческой тоскою;

    Я знал: удар судьбы меня не обойдет;

    Я знал, что голова, любимая тобою,

    С твоей груди на плаху перейдет;

    Я говорил тебе: ни счастия, ни славы

    Мне в мире не найти; настанет час кровавый,

    И я паду, и хитрая вражда

    С улыбкой очернит мой недоцветший гений;

    И я погибну без следа

    Моих надежд, моих мучений.

    Но я без страха жду довременный конец.

    Давно пора мне мир увидеть новый;

    Пускай толпа растопчет мой венец:

    Венец певца, венец терновый.

    Пускай! я им не дорожил.

    Прощай, немытая Россия,

    Страна рабов, страна господ,

    И вы, мундиры голубые,

    Быть может, за стеной Кавказа

    Укроюсь от твоих пашей,

    От их всевидящего глаза,

    От их всеслышащих ушей.

    Спеша на север издалека,

    Из теплых и чужих сторон,

    Тебе, Казбек, о страж востока,

    Принес я, странник, свой поклон.

    Чалмою белою от века

    Твой лоб наморщенный увит,

    И гордый ропот человека

    Твой гордый мир не возмутит.

    Но сердца тихого моленье

    Да отнесут твои скалы

    В надзвездный край, в твое владенье

    К престолу вечному аллы.

    Молю, да снидет день прохладный

    На знойный дол и пыльный путь,

    Чтоб мне в пустыне безотрадной

    Молю, чтоб буря не застала,

    Гремя в наряде боевом,

    В ущелье мрачного Дарьяла

    Меня с измученным конем.

    Но есть еще одно желанье!

    Боюсь сказать! — душа дрожит!

    Что, если я со дня изгнанья

    Совсем на родине забыт!

    Найду ль там прежние объятья?

    Старинный встречу ли привет?

    Узнают ли друзья и братья

    Страдальца, после многих лет?

    Или среди могил холодных

    Я наступлю на прах родной

    Тех добрых, пылких, благородных,

    Деливших молодость со мной?

    О, если так! своей метелью,

    Казбек, засыпь меня скорей

    Без сожаления развей.

    Стихотворение Лермонтова М.Ю. – Молитва

    См. также Михаил Лермонтов – стихи (Лермонтов М. Ю.) :

    Молитва

    В минуту жизни трудную Теснится ль в сердце грусть: Одну молитву чудн.

    Молитва

    Не обвиняй меня, всесильный, И не карай меня, молю, За то, что мрак з.

    Если вам принадлежат права на какие-либо из материалов и вы не желаете, чтобы они были на нашем блоге, свяжитесь с нами, и мы немедленно их удалим!

    При использовании материалов сайта, будь то Стихи, Проза (рассказы, поэмы, повести, новеллы) и т.д. активная ссылка на poesias.ru обязательна!!

    Все права на тексты принадлежат только их правообладателям!!

  • Источник: https://xn----7sbbh1acsciho3aw6kyb.xn--p1ai/m-yu-lermontov-stihi-molitva/

    Стихотворение молитва 1839 анализ

    Молитва 1839 лермонтова

    Все о религии и вере – “стихотворение молитва 1839 анализ” с подробным описанием и фотографиями.

    «Вот говорят про него, безбожник, а я вам покажу…стихи, которые он мне вчера принёс», – так отозвалась о стихотворении Лермонтова «Молитва» («В минуту жизни трудную…») его бабушка, Е. А. Арсеньева.

    Разумеется, слова эти звучали с гордостью, ведь внука ее и правда часто обвиняли в безбожии и легковесном отношении к жизни. Но внешне легкомысленный, Лермонтов все же был склонен к размышлениям о смысле жизни и духовному поиску.

    Убедиться в этом поможет анализ стихотворения Лермонтова «Молитва».

    История создания

    «Молитва» создается Лермонтовым в 1839 г., уже в последний период его творчества. Поводом для написания послужила беседа с М. А. Щербатовой, за которой поэт в то время ухаживал.

    По воспоминаниям современников, она посоветовала ему молиться, когда у него на сердце тоска, сказав, что ничто не помогает так, как искренняя молитва к Богу. Лермонтов, очевидно, последовал ее совету.

    Сложно сказать, легко ли было человеку, во всеуслышание заявляющему о своем скептицизме и безверии, создателю прекрасного «Демона» обратиться к Богу от чистого сердца. Однако вскоре рождается «Молитва», которую можно назвать образцом прекраснейшей христианской лирики.

    Стихотворение сразу же обрело огромную популярность, и до сих пор считается одним из самых известных в поэтическом наследии Лермонтова. А в 1855 г. слова его были положены на музыку композитором М. Глинкой, так возник романс.

    Тема и идея стихотворения

    Описание стиха «Молитва» может выглядеть следующим образом: в нем изображается столкновение лирического героя с суровым и трудным миром. Он переживает нелегкий период жизни и находится в смятении. Стихотворение относится к философской лирике, и уже с первых строк в нем задается круг проблем:

    «В минуту жизни трудную

    Теснится ль в сердце грусть»…

    Глагол «теснится», используемый здесь поэтом, передает ощущение безвыходности, узкого пространства, из которого не так-то легко выбраться. И сразу же, в следующих двух строках автор предлагает свое решение:

    «Одну молитву чудную

    Твержу я наизусть»

    Как видим, этим решением становится обращение к Богу, поиск у него утешения и защиты. Не упоминается, какая именно молитва выбрана лирическим героем, да это и не так важно – благодаря недосказанности каждый может представить здесь свои излюбленные строки. Важнее другое – неизъяснимая прелесть этой молитвы, и ее Лермонтов описывает в следующем четверостишии.

    «И дышит непонятная,

    Святая прелесть в них»

    Повторение знакомых слов успокаивает, придает «благодатные силы», о чем и говорится в последних четырех строках:

    «С души как бремя скатится,

    И верится, и плачется,

    И так легко, легко…»

    Таким образом, перед нами предстает картина духовных исканий и успокоения, найденного в молитве.

    Душа очищается слезами покаяния и порывом искренней веры, вот где, по мнению поэта, спасение от сомнений и бед. Лермонтов не кается, не перечисляет свои грехи и не просит заступничества.

    Нет, он обретает покой при повторении самой простой молитвы, и этим, глубинным молитвенным чувством делится с читателем.

    Можно сказать, что в стихотворении «Молитва» Лермонтов достигает своих творческих высот и раскрывается как зрелый писатель.

    Здесь виден поворот к духовности и традиционным ценностям, и в то же время отход от ставших уже привычными идей одиночества, непонятости и демонизма.

    В дальнейшем поэт еще не раз обращается к теме религии и народным истокам, что позволяет говорить об этом стихотворении именно как о ключевом моменте в творчестве, а не как о разовом явлении.

    Художественные средства

    В стихотворение Лермонтова «Молитва» анализ художественных средств имеет не меньшее значение для понимания его идее, чем рассмотрение самого текста. Какими же приемами пользуется автор?

    Прежде всего, отметим, что при небольшом объеме стихотворения (три четверостишия), в нем большое количество тропов. Это и эпитеты: «минута жизни трудная», «чудная молитва», «непонятная, святая прелесть», «благодатная сила», и метафоры: «дышит непонятная, святая прелесть в них» и сравнения «с души как бремя скатится».

    Все они служат одной цели: передать то возвышенное, приподнятое настроение, в котором находится лирический герой, выразить глубину его переживаний и настроить самого читателя на возвышенный лад.

    Обратим внимание на то, что многие слова принадлежат к высокому пласту лексики («бремя», «благодатная»), что указывает на религиозно-философскую направленность произведения. Также Лермонтов использует специфическую поэтическую фонетику, используя ассонансы.

    В стихотворении повторяется гласная «у» (13 повторений в первом четверостишии): «В минуту жизни трудную», «Одну молитву чудную», что создает особое, замедленное звучание, напоминающее о неспешном, протяжном чтении в церквях. Также это передает мелодичность речи самой молитвы, как бы заново изливающейся из уст героя.

    В последующих четверостишиях акцент переносится на другие гласные, «а» и «э», что символизирует некий подъем, направленность вверх. Для этого же применяются различные стилистические фигуры, как-то повторы: «так легко, легко», синтаксический параллелизм: «И верится, и плачется, / И так легко…».

    Стихотворение написано четырехстопным и трехстопным ямбом, рифмовка – перекрестная, точная, попеременно то мужская, то женская.

    Значение стихотворения в творчестве Лермонтова

    Итак, анализ стихотворения «Молитва» показывает ее художественное своеобразие и подчеркивает универсальность лирического героя для всех читателей: недаром романс на слова Лермонтова пользовался одинаковым успехом как в великосветских салонах, так и у простого народа. Важность этого произведения для творчества Лермонтова в целом неоспорима. Еще многие годы оно остается вершиной русской православной лирики, и лишь в XX в. А. Блоку и С. Есенину удается достичь тех же высот в изображении религиозного чувства.

    • Смысл эпиграфа к поэме «Мцыри»
    • В чем Мцыри видит счастье
    • Краткое содержание «Шинель»
    • Характеристика Хлестакова из «Ревизора»
    • Три дня на воле Мцыри
    • Характеристика Гринёва
    • Сочинение по картине «Первый снег» Попова И.
    • Сюжет и композиция поэмы «Мцыри»
    • О чем мечтают герои комедии «Ревизор»
    • Цель побега Мцыри

    Понравилось сочинение? Помоги проекту – жми на кнопку, расскажи друзьям:

    Источник: https://xn----7sbbfh0aufcu5bf.xn--p1ai/stihotvorenie-molitva-1839-analiz/

    Штильман Сергей | | Журнал «Литература» № 42/2001

    Молитва 1839 лермонтова

    Бывает такая внутренняя уверенность в себе, что человек может сделать всё.
    Он может почти мгновенно написать такие стихи, что потомки будут повторять их несколько столетий. (К.Г. Паустовский. “Разливы рек” [из цикла “Маленькие повести”])

    “Стихи его для нас, как заученные с детства молитвы. Мы до того привыкли к ним, что уже почти не понимаем. Слова действуют помимо смысла”, — писал в статье “М.Ю. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества” Д.С. Мережковский. С ним нельзя не согласиться. И, вторя Лермонтову, о его стихах мы можем сказать его же словами:

    Есть речи — значенье Темно иль ничтожно, Но им без волненья

    Внимать невозможно.

    И всё же, несмотря на невозможность постичь рассудком “из пламя и света рождённое слово”, мы снова и снова вчитываемся, вслушиваемся в “звуки чудных песен” Лермонтова, в “созвучье слов живых”.

    1

    Одно из трёх стихотворений Михаила Юрьевича Лермонтова, названных одинаково — “Молитва” (1839 год), связано с именем княгини Марии Алексеевны Щербатовой.

    В воспоминаниях двоюродного брата поэта, Акима Павловича Шан-Гирея, о Марии Алексеевне и истории любви поэта к этой женщине можно прочесть следующее: “Зимой 1839 года Лермонтов был сильно заинтересован княгиней Щербатовой (к ней относится пьеса “На светские цепи”). Мне ни разу не случалось её видеть, знаю только, что она была молодая вдова, а от него слышал, что такая, что ни в сказке сказать, ни пером описать”.

    Александра Осиповна Смирнова-Россет, адресат многих стихов А.С. Пушкина, вспоминала, при каких обстоятельствах была написана Лермонтовым “Молитва”: “Машенька (М.А. Щербатова. — С.Ш.) велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи:

    В минуту жизни трудную Теснится ль в сердце грусть: Одну молитву чудную

    Твержу я наизусть.

    Есть сила благодатная В созвучье слов живых, И дышит непонятная,

    Святая прелесть в них.

    С души как бремя скатится, Сомненье далеко – И верится, и плачется,

    И так легко, легко…”

    О глубоком религиозном чувстве Марии Щербатовой в стихотворении “На светские цепи…” читаем:

    И следуя строго Печальной отчизны примеру, В надежду на Бога

    Хранит она детскую веру…

    Хорошо известно и то, что именно с М.А. Щербатовой связана история конфликта Лермонтова с сыном французского посланника Эрнестом Барантом.

    Формальным поводом для последующей дуэли явилось то, что в феврале 1840 года на балу у графини Лаваль Мария Щербатова предпочла французу русского поэта.

    Есть и другие версии возникновения ссоры, в том числе и эпиграмма Лермонтова, которую Барант принял на свой счёт, хотя она была написана ещё в юнкерской школе и адресована совершенно другому лицу.

    “18 февраля рано утром на Парголовской дороге, за Чёрной речкой, недалеко от того места, где Пушкин стрелялся с Дантесом” (И.Л. Андроников. “Судьба Лермонтова”), состоялась дуэль, закончившаяся бескровно. Дуэль сначала проходила на шпагах, а после на пистолетах, причём Барант стрелял в Лермонтова, но промахнулся, Лермонтов же выстрелил в воздух.

    Несмотря на последующее примирение, поэт был предан военно-полевому суду и в конце концов переведён в Тенгинский пехотный полк в действующую армию на Кавказ, в “крепость Грозную” (нынешний Грозный), под чеченские пули.

    Воистину — “говорящее имя” города, который уже неоднократно сыграл и продолжает играть роковую роль в русской истории вплоть до сегодняшнего дня! Воистину — “говорящее имя” речки, около которой бились с французами Пушкин и Лермонтов! Чёрная речка!

    Лермонтов заплатил высокую цену за свои стихи, за любовь к молодой вдове. Как известно, именно эта его ссылка в конце концов закончилась дуэлью с Мартыновым и смертью поэта. Поэтому с уверенностью можно сказать, что его “Молитва” — из тех стихов, о которых Б.Л. Пастернак сказал так:

    Когда строку диктует чувство, Оно на сцену шлёт раба, И тут кончается искусство И дышат почва и судьба.(“О, знал бы я, что так бывает…”, 1931)

    2

    И тут действительно “кончается искусство”, кончаются грамматические, стилистические и прочие условности. Это касается не только стихотворения “Молитва”.

    Согласимся с тем, что фраза “из пламя и света рождённое слово” не только с точки зрения Краевского грамматически “уязвима”. По воспоминаниям И.И.

     Панаева, Лермонтов пытался найти грамматически безупречный аналог слову “пламя” — и не нашёл замены. Её, этой замены, по всей видимости, просто нет.

    С точки зрения нынешних пунктуационных правил не вполне безупречна и первая строфа “Молитвы”. Действительно, куда логичнее в конце первой и второй строки поставить запятые.

    Тогда вторая строка становится придаточным предложением, а стихотворение — грамматически и синтаксически безупречным.

    Но пунктуация в стихотворениях Лермонтова и в этом, и в других произведениях, например в “Пророке” (1841), отличается от нынешней нормы. Двоеточия подчас стоят там, где сейчас принято ставить тире, и наоборот.

    Вообще, пристальное наблюдение за знаками препинания в “Молитве” приводит к любопытным выводам. Экспозиция (первые две строки) “обращена” к остальным десяти строкам двоеточием, а кульминационные последние две строки предваряются тире. Таким образом, стихотворение приобретает удивительную стройность.

    Двоеточие, открытое в поэтическое пространство срединных восьми строчек, “отзывается” тире — своеобразным “эхом” — перед последними двумя строками. Впору вспомнить о “зеркальности” — излюбленном композиционном принципе, который встречается во многих произведениях Пушкина, в том числе и стихотворных.

    Особый разговор — о многоточии, завершающем стихотворение. Эти три точки после двенадцатой строки придают всей “Молитве” ощущение неисчерпаемости, нескончаемости.

    Отчасти созданию этого эффекта способствуют три союза и в последних двух строчках: “И верится, и плачется, // И так легко, легко…

    ” Стихотворение это походит на кольцо, даже на ленту Мёбиуса, заставляющую ещё и ещё раз вернуться к первой строчке, снова и снова повторить эти “живые” слова — от первого до последнего, “как детскую молитву” (Д.С. Мережковский).

    3

    Что такое — молитва?

    Некий сакральный текст, произносимые вслух или про себя слова, непонятные непосвящённым? Ритуальное заклинание, священнодействие, веками остающийся неизменным набор слов, подчас устаревших, вышедших из употребления?

    Или же это состояние просьбы, которое невозможно представить себе или описать, если никогда его не испытывал?

    Слово это — молитва — очень давно вошло в нашу речь. У него общеславянский корень. Образовано оно, согласно “Этимологическому словарю русского языка” Н.М. Шанского и Т.А.

     Бобровой, с помощью суффикса -тв-(а) от глагола молить. Таким же образом от соответствующих глаголов образованы и другие слова: паства, битва, жатва, клятва, ловитва (устар.

    ) Состояние прошения, мольбы — одно из самых личных, сокровенных для каждого из нас.

    В первой главе романа “Герой нашего времени” об этом состоянии сказано великолепно! Помните: “Тихо было всё на небе и на земле, как в сердце человека в минуту утренней молитвы…”

    В самом стихотворении 1839 года, о котором идёт речь в этой статье, есть и ещё одно поразительное по точности и глубине определение того, что такое молитва: “созвучье слов живых”.

    Со-звучие, со-гласное звучание каждого слова — могучий аккорд души человеческой, обращённой к Богу, где каждое слово не просто на своём месте, а — единственно, неповторимо и вечно.

    Где смысл слов впитывается и улавливается не рассудком, границы которого устанавливают “пределы естества”, а всей духовной сущностью человека, которому в молитве дано соприкоснуться с бессмертием и даже в какой-то мере постичь его.

    Полифонию этого поистине музыкального произведения пытались уловить и передать в своих произведениях и величайшие композиторы современности.

    К лермонтовской “Молитве”, как и к другим его поэтическим шедеврам, применима и знаменитая формула совершенного литературного произведения, данная А.С. Пушкиным в “Евгении Онегине”: “союз волшебных звуков, чувств и дум”.

    Не знаю почему, но, читая лермонтовскую “Молитву”, я всегда вспоминаю молитву Господню, ибо именно эту молитву привычно шепчут губы в “минуту жизни трудную”.

    В молитве, в любом истинном литературном шедевре слово — живо. Живо, потому что рождено и исторгнуто энергией высшей частоты и чистоты — энергией сердца.

    “Живых речей Твоих струя” — так пишет пятнадцатилетний Лермонтов о Божьем слове, явленном в молитве, в стихотворении 1829 года, которое называется так же — “Молитва”.

    И ещё слово благодатно, то есть, по Далю, “исполнено воли и силы, полученной свыше”, дарующей “счастие, блаженство, благо, добро”.

    Исполнено оно и “святой прелестию”, оно “дышит” ею. Дышит гармонией, звучащей в душе поэта, в душе чуткого к слову читателя.

    Понять, объяснить гармонию невозможно. Понятая гармония, гармония объяснённая, перестаёт ею быть. В этом её необычность, странность: “Люблю отчизну я, но странною любовью! // Не победит её рассудок мой” (“Родина”). Но в ином качестве она не существует, становится уделом ремесла, становится добротной поделкой.

    4

    Сорок четыре слова “Молитвы” (включая союзы и предлоги) — 15–14–15 — схожи с тончайшей, ажурной конструкцией.

    Метафоры “теснится ль в сердце грусть”, “и дышит непонятная святая прелесть в них”; эпитеты “молитва чудная”, “созвучье слов живых”, “святая прелесть”; сравнение “с души как бремя скатится” составляют образную основу, на которой “выстроено” это уникальное поэтическое со-здание. Текст стихотворения не перенасыщен, не пресыщен ими; каждое из них — единственно возможное и необходимое.

    В “Молитве” три возвратных глагола, но если в первой строфе непереходный глагол “теснится” замыкает действие в пределах духовного мира лирического героя, то два последних безличных глагола — “верится” и “плачется” — существуют в поэтическом космосе “Молитвы” как бы автономно, независимо ни от кого. Просто “и верится, и плачется // И так легко, легко…”. Это чудесное состояние даровано лирическому герою молитвы благодатной силой Того, к Кому обращена молитва, Кто в конце концов дал возможность поэту услышать эти “чудесные” строки.

    Интересно понаблюдать и за тем, как меняется звуковой ряд (в особенности это касается гласных звуков) от начала к концу стихотворения.

    Восемь гласных звуков первой строки отличает то, что для всех них характерна некоторая “напряжённость”, связанная с высокой степенью подъёма языка. Это — акустически наименее звучные, “узкие” гласные звуки.

    Распределяются эти звуки по строке так: [и] — [у] — [у] — [и] — [и] — [у] — [у] — [у] .

    Но чем ближе к концу стихотворения, тем более “звучными”, “широкими” становятся гласные. В особенности это касается пятой и седьмой строк, где “царствует” звук [a]. И это, разумеется, не случайно.

    Дважды повторенное в последней строке наречие “легко” очень точно передаёт владеющее лирическим героем чувство — лёгкости, полёта, свободы от узких земных рамок.

    От тесноты (“теснится ль в сердце грусть”) каждодневных забот, от быта молитва поднимает лирического героя к вершинам свободного, творческого бытия.

    Бремя земных забот (по Далю, “беремя, бремя — тяжесть, ноша, тягость, тягота; груз, всё, что гнетёт, давит, тяготит”), всё то, что отягчает, угнетает, обременяет, — именно скатывается. Не по мановению волшебной палочки, не мгновенно, а постепенно, так что чувствуешь, как с каждым мгновением легче и легче дышится, с каждой слезой освобождаешься от “тесноты в сердце” — “и верится, и плачется”.

    Конечно, созданию этого поэтического чуда способствует и точная рифма, в нечётных строках дактилическая; и то, что Лермонтов разбивает стихотворение на строфы; и перекрёстная рифмовка, едва ли не самая распространённая в русском стихосложении; и трёхстопный ямб; и многие другие краски поэтической палитры, которыми так богато русское стихосложение.

    5

    Эхо лермонтовской “Молитвы” явственно ощущается в стихах поэтов последующих эпох. 27 марта 1931 года Осип Мандельштам пишет:

    Жил Александр Герцевич, Еврейский музыкант, Он Шуберта наверчивал,

    Как чистый бриллиант.

    И всласть, с утра до вечера, Заученную вхруст, Одну сонату вечную

    Твердил он наизусть.

    Ритм, мотив стихотворения 1839 года задал тему одного из самых известных поэтических созданий Осипа Эмильевича Мандельштама, которое некоторые литературоведы считают пародией (?!) на “Молитву” Лермонтова.

    Но мне кажется, что сближает эти произведения вовсе не то, что одно пародирует другое, а близость душевного состояния обоих поэтов, их музыкальная тема. Об этом, кстати, очень точно сказал В.Вейдле (см. примечания к первому тому четырёхтомника О.Э. Мандельштама — с.

    492–493): “Душевное состояние поэта в те годы, если и переходило подчас от отчаяния к отдыху от него и от отдыха назад к отчаянию, то всё же определялось более постоянно другим чувством: щемящей, неотвязной, как зубная боль, тоской, не исключавшей, однако, ни улыбки, ни жалости, ни беззлобной насмешки, и которая выразилась лучше всего в одном стихотворении, написанном “на случай”, непритязательном, шуточном, но чья внутренняя мелодия пронзительна (курсив мой. — С.Ш.) и, для меня по крайней мере, неотразима”. Разумеется, речь идёт о стихотворении “Жил Александр Герцевич…”

    В повести “Разливы рек” К.Г. Паустовского о состоянии, в котором пишутся бессмертные стихи, такие, как “Молитва”, сказано так: “Он (поэт. — С.Ш.) может вместить в своём сознании все мысли и мечты мира, чтобы раздать их первым же встречным и ни на минуту не пожалеть об этом.

    Он может увидеть и услышать волшебные вещи там, где их никто не замечает…”

    И тогда мы по прошествии многих лет, иногда — столетий, узнаём эти стихи и, не уча, начинаем помнить их душевной, духовной памятью, “твердим” их, переданные из уст в уста, “наизусть”.

    Мы, конечно, и раньше знали их, знали генетической памятью, потому и безошибочно угадали, впервые услышав. Потому мы и твердим их, как “детскую молитву”, в которой Слово Божье и Слово Поэта неотделимы друг от друга.

    И Поэт, Поэт от Бога, абсолютно прав был, когда незадолго до смерти писал о том, что “Бог гласит его устами”, устами пророка. И что с того, что люди не всегда слушают и слышат своих пророков, а подчас — и бросают в них “каменья”!

    Источник: https://lit.1sept.ru/article.php?ID=200104204

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.