День наума грамотника молитва

Пророк наум молитва об учебе

День наума грамотника молитва

Самое подробное описание: пророк наум молитва об учебе – для наших читателей и подписчиков.

О, прехвальный и пречудный пророче Божий Науме! Услыши нас, грешных и непотребных, в час сей предстоящих пред святою твоею иконою и усердно прибегающих к ходатайству твоему.

Моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною Своею благодатию да поможет нам оставити пути нечестия, приспевати же во всяком деле блазе, да укрепит нас в борьбе со страстьми и похотьми нашими; да всадит в сердце наше дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности к славе Божией и спасению ближних. Упраздни молитвами твоими, пророче, злыя обычаи мира, паче же погибельный и тлетворный дух века сего, заражающий христианский род неуважением к Божественней Православней вере, к уставам святыя Церкви и к заповедем Господним, непочтением к родителем и влаcтем предержащим, и низвергающий людей в бездну нечестия, развращения и погибели. Отврати от нас, пречудне пророче, предстательством твоим праведный гнев Божий, и избави вся грады и веси царства нашего от бездождия и глада, от страшных бурь и землетрясений, от смертоносных язв и болезней, от нашествия врагов и междоусобныя брани. Укрепи твоими молитвами православных людей, благопоспешествуй им во всех благих деяниих и начинаниях к водворению мира и правды в державе их. Пособствуй Всероссийкому Христолюбивому воинству во бранех со врагами нашими. Испроси, пророче Божий, от Господа пастырем нашим святую ревность по Бозе, сердечное попечение о спасении пасомых, мудрость в учении и управлении, благочестие и крепость во искушениих, судиям испроси нелицеприятие и безкорыстие, правоту и сострадание к обидимым, всем начальствующим попечение о подчиненных, милость и правосудие, подчиненным же покорность и послушание ко влаетем и усердное исполнение своих обязанностей; да, тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ в Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков. Аминь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Святой отче Наум, Направь отрока моего на ум, Дай ему благословение на ярое учение, Память его укрепи, старанья пробуди. Возьми его руку, отгони лень и скуку. Пусть будет сей отрок на умок скор, в ученье спор. Ныне и присно и во веки веков. Аминь.

О, святый угодниче Божий, пророче Науме! Подвигом добрым позвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславном окончании жительства твоего и чтем светлую память твою.

Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавлыпеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякого зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, вйдети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь святому пророку Науму

Пророка Твоего Наума память, Господи, празднующе, тем Тя молим, спаси души наша.

Просветившееся Духом чистое твое сердце, пророчества бысть светлейшаго приятелище: зриши бо, яко настоящая, далече сущая; сего ради тя почитаем, пророче блаженне, Науме славне.

Молитва всем святым и бесплотным небесным силам

Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от Ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый: давый Святым Твоим Духом комуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей святей овы Апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, их же словом проповеди. Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася святии в коемждо роде и роде, различными добродетель-ми благоугодившии Тебе, и к Тебе нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедшии, готови, в нем же сами искушени быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех воспоминая и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, паче те Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго духа во веки. Аминь.

Популярные молитвы:

Молитва преподобному Иоанну Рыльскому

Молитвы святителю Спиридону Тримифунтскому чудотворцу

Молитвы Преподобному Иову Почаевскому

Молитва первоверховному апостолу Павлу

Молитва преподобному Алексию, человеку Божию

Молитва священномученику Киприану и мученице Иустинии

Молитва святителю Евфимию, архиепископу Новгородскому, чудотворцу

Молитва преподобному Никите Столпнику, Переславскому чудотворцу

Молитва Святителю Мартину Милостивому

Молитва преподобному Макарию, игумену Калязинскому, чудотворцу

Молитвы блаженной Ксении Петербургской

Имена Святых христианских угодников – целителей

Молитвы благодарственные каждодневные

Молитва святым, иные

Православные информеры для сайтов и блоговВсе молитвы .

Иконы, помогающие в учебе

Издавна православные люди возносили молитвы к Святым покровителям, помогающим детям в учебе, а учителям в их нелегком труде. Существует множество икон-покровителей учеников и учителей.

Помимо Всевышнего, в учении школьникам и студентам помогают Его угодники – православные святые.

Кроме того, существует несколько икон Пресвятой Богородицы, за которыми закрепилась слава чудотворных: по молитвам перед этими образами матери испрашивали разумения и успехов в учёбе для своих детей.

Мы расскажем Вам об основных иконах Богородицы и Святых, покровительствующих ученикам.

Существуют три главные иконы Божьей Матери, перед которыми молятся об успехах в учёбе и удаче на экзаменах.

Первая из них – «Ключ разумения». Эта икона Божьей Матери помогает детям в учении, а также тем детям, у которых за­ме­ча­ет­ся сла­бое раз­ви­тие ум­ствен­ных спо­соб­но­стей. По­се­му-то она и име­ну­ет­ся «Клю­чом ра­зу­ме­ния».

Еще одна икона Богородицы – зас тупница детей, получила название «Воспитание», так как молящиеся перед ним получали помощь в воспитании детей. Икона «Воспитание» прославилась по всей России своими чудотворениями. Перед ней родители молятся за своих детей, прося Богородицу взять их под свой покров, послать разум и наполнить сердце мудростью.

Следующая икона Богоматери, помогающая ученикам, называется «Прибавление ума». Икона Божьей Матери «Прибавление ума» («Подательница ума») помогает детям, страдающим слабостью ума или испытывающим трудности в учении. Также родители просят пред иконой «Прибавление Ума» о нравственном наставлении своих детей и обогащении их юных неокрепших умов христианской мудростью.

Переходя к иконам Святых, помогающих школьникам, студентам и учителям, нельзя не отметить образы Татьяны Римской, Сергия Радонежского, Иоанна Кронштадского, Матроны Московской, Николая Чудотворца, Ксении Петербурской, Иоанна Рыльского, Кирилла и Мефодия, Наума Проповедника.

Святая Татьяна Римская почитается в России как небесная покровительница студентов. День памяти Святой совпадает с днем учреждения Московского Государственного университета и Днём студента в нашей стране.

При первом здании МГУ – факультете журналистики на улице Моховой – устроен небольшой храм в честь мученицы Татианы.

Помолиться ей накануне экзаменов часто приходят как студенты журфака, так и ученики других учреждений.

Святой Преподобный Сергий Радонежский приступил к изучению наук в 7 лет. Однако с первых же дней в школе он понял, что не обладает талантом к учению: ребёнок даже не мог прочесть Святое Писание. Родители его ругали, а друзья и старшие браться подшучивали над несчастным школяром.

Он каждый день молился Господу Богу о том, чтобы тот помог ему овладеть грамотой и чтением. И чудо однажды свершилось: Сергий встретил благородного старца, под ликом которого скрывался Ангел Господень.

Мальчик излил незнакомцу душу, и тот пообещал ему, что мечты обязательно исполнятся – Сергий не только освоит Святое Писание, но и превзойдёт в учении всех своих знакомых.

В тот же день мальчик впервые смог прочесть строки из Евангелие правильно, причём он сделал это настолько красиво и проникновенно, что больше никому и в голову не приходило шутить над ним. Впоследствии и другие науки давались ему легко, однако он предпочёл вечное служение Господу.

За горячую веру и праведную жизнь Бог наградил святого даром чудотворений. За помощью к Сергию обращаются в самых разных случаях, и особенно охотно он откликается на молитвы об успехе в учёбе. Существуют многочисленные свидетельства священнослужителей о том, как во время обучения в семинарии или на пути иночества святой помогал им духовной поддержкой. Получают светлую помощь Сергия Радонежского и обычные студенты.

Иоанн Кронштадтский начал учиться в школе в 6 лет, но знания ему давались с огромным трудом. Это очень сильно печалило ребёнка – ведь на его обучение родители отдали все имеющиеся средства.

Сам святой об этом периоде своей жизни вспоминал так: «Я не мог никак усвоить тождество между нашей речью и письмом, между звуком и буквою». Иоанн часто вставал ночью, чтобы помолиться Богу и в своём духовном диалоге просил Его о капли разумения, которая помогла бы понять науки и освоить грамоту.

Чаяния маленького Иоанна были услышаны – потихоньку дела в школе пошли на лад, и в итоге выпускался святой уже лучшим учеником, а впоследствии блестяще окончил Архангельскую семинарию и был за счёт государства зачислен в Духовную Академию Санкт-Петербурга.

Иоанн Кронштадтский всегда советовал искать утешение в искренней молитве и вере в Бога. А теперь он сам откликается на призывы страждущих и особенно – на молитвы об успешной учёбе.

Блаженная Матрона Московская прославилась ещё в свои земные годы – она никогда не отказывала людям в помощи и сотворила множество чудес. Значительная их часть была связана с помощью в вопросах образования. Зинаида Жданова – ближайшая подруга святой – всегда восхищалась удивительной прозорливостью матушки.

Однажды святая даже помогла ей защитить диплом. Девушка училась в архитектурной академии и очень боялась защиты – руководитель открыто сообщил ей, что экзамен она не сдаст. В надежде на чудо студентка пришла в Матроне.

И хотя у святой не было никакого образования, она прикрыла глаза и внезапно начала перечислять имена известных архитекторов, названия улиц и даже номера домов в итальянском городе Флоренция. Создавалось впечатление, что Матрона видит всё это наяву – она подсказала Зинаиде, как надо усовершенствовать проект.

Всю ночь девушка переделывала чертежи, а утром, на защите, получила отличную оценку! Откликается Матрона Московская и на молитвы о помощи в учёбе и в наши дни.

Николай Угодник – великий чудотворец, которого чтят не только христиане, но и буддисты, и мусульмане. Святой охотно откликается на каждую добрую просьбу, в том числе и на молитвы о помощи в учёбе. О небесном покровительстве Николая успешной сдаче экзаменов или освоении наук существует множество свидетельств.

Православные также часто обращаются к Ксении Петербургской за помощью в делах образования и учебы.

Икона Иоанна Рыльского помогает детям, страдающим слабостью ума или испытывающим трудности в учении, оберегает слабых детей и наставляет их на путь истинный.

Икона равноапостольных Кирилла и Мефодия помогает в просвещении ума и ограждении души от искушений иноверием и лжеучениями.

Если в семье или среди близких и друзей есть учащиеся или студенты, или другие, кто сейчас находится на обучении, молитва перед их иконой помогает в приобретении знаний и иных навыков.

Они покровительствуют всем, кто прибегает к их молитвенной помощи в делах просветительских по отношению и к себе, и к другим.

Предки наши имели обычай отдавать своих детей в научение со дня Святого Наума и 1 декабря обращались к пророку с молитвой о его содействии и помощи всем начинающим учиться. В старое время на день пророка Наума отцы семейств начинали учить своих детей грамоте.

Для этого заранее условливались с приходским дьячком или другим лицом. Все семейство отправлялось в церковь, где после обедни служили молебен, испрашивая благословение на отрока. Учитель являлся в назначенное время в дом родителей, где его встречали с почетом и ласковым словом, сажали в передний угол с поклонами.

Тут, держа сына за руку, отец передавал его учителю с просьбами научить уму-разуму и за леность угощать побоями. Ученик, приближаясь к учителю, обязан был сотворить ему три земных поклона. После этого учитель ударял осторожно своего ученика по спине три раза плеткой.

Мать сажала своего сына за стол, вручала ему узорчатую костяную указку, учитель развертывал азбуку, и начиналось велимудрое учение: аз-земля-ер-аз. Учителя после трудов угощали чем Бог послал и дарили подарками.

Обычай этот объясняется тем, что месяц декабрь есть самое сподручное и свободное в сельскохозяйственном быту для занятий сельских детей книжным делом, а первый день этого месяца наша церковь посвящает памяти Святого Наума.

Естественно также, что при мысли о занятии наукою — делом умственным — кто-либо из наших простодушных начетников мог подумать, что самое имя пророка — Наум имет отношение к образованию ума. Русские крестьяне говорили о Науме: “Батюшка Наум наводит на ум” — и верили, что хорошо начинать учить детей не только со дня Святого Наума, но и во всякое время года с молитвою к нему.

Источник: https://xn----7sbbh1acsciho3aw6kyb.xn--p1ai/prorok-naum-molitva-ob-uchebe/

Интегрированная ООД для детей с ОНР «День Наума-грамотника» (подготовительная логогруппа)

День наума грамотника молитва

Елена Витальевна Хворова
Интегрированная ООД для детей с ОНР «День Наума-грамотника» (подготовительная логогруппа)

Уважаемые коллеги!

Приглашаю Вас отметить вместе с нашими детьми

“День Наума – Грамотника”.

[/b]Мероприятия, приуроченные к этому дню, стали традиционными для нашего детского сада. В этом году мы с детьми пригласили наших воспитателей на открытую интегрированную ООД.

Цели:

Коррекционно-образовательные:

Познакомить детей с историей возникновения праздника;

Познакомить с некоторыми буквами старорусского алфавита;

Расширять словарь посредством знакомства с устаревшими словами русского языка.

Коррекционно-развивающие:

Развивать общую и мелкую моторику;

Развивать координацию движений, умение выполнять движения в соответствии со словами в заданном темпе.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать интерес к истории своего народа, к культурному наследию прошлого.

Предварительная работа.

Просмотр презентации «14 декабря – День Наума- Грамотника».

Разучивание стихов про алфавит, пословиц, некоторых устаревших слов, русских народных игр.

Рассматривание старорусского алфавита.

Ход мероприятия.

Логопед: Сегодня мы собрались, чтобы отметить старинный русский праздник «День Наума- Грамотника», который посвящался обучению грамоте.

Пророк Наум был покровителем ребят-учеников. Вот и поговорки о нём сложили: «Батюшка Наум, наведи меня на ум», «Пророк Наум – наведёт на ум», «Пророк Наум наставит на ум». В русских книгах 17 века есть упоминания о молитвах святому Науму, который должен помочь постигать науки и, прежде всего, научиться читать и писать.

Звучать фанфары, входит гонец и читает наказ.

Указ Наума – Грамотника

Указываю:

Вставай рано, вразумляйся здраво, исполняй прилежно!

Во время учения есть нельзя, а то заешь выученное.

Закончив учить, книгу закрой, а то всё позабудешь.

Почитай учителя как родителя, да уму-разуму учись!

Гонец оставляет указ и уходит.

Логопед: Ребята, вспомним пословицы и поговорки о грамоте, учёбе, знаниях. Я начинаю пословицу, а тот, кто её припомнил, продолжит.

1. Грамоте учиться – (всегда пригодится)

2. Век живи – (век учись)

3. Тяжело в учении – (легко в бою)

4. Красна птица пером, а (человек умом)

5. Ученье – свет, а (неученье – тьма)

6. Ученье лучшее (богатство)

Логопед: Давайте-ка подготовим наши мышцы лица к работе, к четкому произношению звуков.

Массаж лицевых мышц. [/b]

Будешь грамоте учиться,

Постукивание кончиками пальцев от

Всегда в жизни пригодится.

подбородка к вискам.

Много добрых светлых дум

Поглаживание кончиками пальцев от

Дарит грамотей Наум!

крыльев носа к мочкам ушей

Логопед показывает детям сундучок.

В гости к нам пришел Наум Навести детей на ум.

А Наум-то с сундучком!

Что запрятано-то в нём? Может, в нем таится клад,

И сокровища лежат? Отгадайте загадку, и вы узнаете, что в нём.

– Чёрные птички на каждой страничке, Молчат, ожидают, кто их отгадает.

– Правильно, это буквы! Буквы живут в алфавите по порядку, расскажем, как мы алфавит запоминали.

Развитие общей моторики

А Б В Г Д Е Ё –

Правая рука вперёд с указательным пальцем.

Постираем всё бельё.

Движения руками влево – вправо.

Ж З И Й К Л М –

Правая рука вперёд с указательным пальцем.

Апельсинку быстро съем.

Ладони сложены в форме шара – «апельсин».

Н О П Р С Т У –

Правая рука вперёд с указательным пальцем

Погуляем на мосту.

Шагают.

Ф Х Ц Ч Ш Щ –

Правая рука вперёд с указательным пальцем

Ах, какая чаща!

Разводят руки в стороны.

Ъ Ы Ь –

Правая рука вперёд с указательным пальцем

Не запомнятся никак!

Поднимают плечи

Э Ю Я –

Правая рука вперёд с указательным пальцем

Вот и все наши друзья!

Берутся за руки.

Дети вытягивают из сундучка по букве, называют их, составляют из знакомых букв слова.

А что это? На экране старорусский алфавит. Обратить внимание детей на внешний вид букв и их значение.

А вот как называли буквы раньше на Руси.

Развитие мелкой моторики

Аз, буки – бери указку в руки.

Указательные пальцы обеих рук вверх,остальные пальцы в кулак.

Аз, буки, верендеи – мухи в квас залетели.

Большие пальцы обеих рук сцеплении в «замок», остальные пальцы растопырены – крылышки.

Ер, еры – упал дедушка с горы.

Кончики пальцев обеих рук соединены – «гора»

Аз, буки – вот и все науки.

Сжимают и разжимают кулачки

Логопед: Вспомните, с помощью чего писали в старину?

(Если дети затрудняются, логопед поясняет)

Деревянная пластина – цера, в которую заливали воск и процарапывали буквы.

Писала — костяные, деревянные палочки с остриём на одном конце, с лопаточкой на другом и с отверстием для привешивания к поясу. Легко ли было писать детям в старые времена? Сейчас узнаем.

Игра «Напиши слово».

Детям (или желающим) раздаются дощечки (картонки, покрытые пластилином и деревянные палочки. Предлагают «написать» знакомые буквы или небольшие слова.

Логопед: Ребята, в старину, не только буквы назывались по-другому, но и некоторые предметы, вещи, части тела человека назывались иначе.

Игра «Объяснялки».

Дети должны объяснить значение слов:

Перст-палец, уста- губы, десница – правая рука, чело – лоб, око – глаз. Хоромы – деревянное жилое строение; палица – палка, дубинка; кочет -петух.

Связь звука и буквы. Игра «Буква поломалась»»

Детям предлагаются элементы нескольких букв. На элементах наклеены картинки, название которых начинается с того или иного звука. Дети группируют элементы и составляют букву.

Какие вы у меня умные да разумные, а сумеете угадать, ребята, что чем будет?

Словесная игра «Что чем будет?»

Чем будет сосулька? (водой)

Чем будет бумага? (книгой, тетрадкой, альбомом)

Чем будет ткань? (рубашкой, платьем, постельным бельём)

Кем будет гусеница? (бабочкой)

Чем будет семечко? (растением, цветком, подсолнухом)

Логопед: Дети в старину, не только буквы изучали, но и играть любили. Предлагаю поиграть в русские народные игры. Какие р. н. игры вы знаете?

Дети называют игры.

Проводятся подвижные игры по желанию детей.

Игра «Заря-заряница»

Заря-заряница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты расписные.

Один, два, три – не воронь, А беги, как огонь!

Ход игры.

Играющие стоят по кругу и произносят текст, водящий с лентой в руке идёт по кругу. На последние слова водящий останавливается между двумя играющими, они бегут в разные стороны вдоль круга. Кто первый возьмет ленточку, тот и победитель и становится водящим. Игра повторяется.

Игра “Солнце”

В центре круга – «солнце» (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнце). Дети хором произносят:

Гори, солнце, ярче –

Летом будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее.

Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к «солнцу», сужая круг, поклон, на 4-ю – отходят, расширяя круг. На слово «Горю!» – «солнце» догоняет детей.

Игра “Калачи”

Дети становятся в три круга. Двигаются, подскоками по кругу и при этом произнося слова:

Бай – качи – качи – качи!

Глянь – баранки, калачи!

С пылу, с жару, из печи.

По окончании слов игроки бегают врассыпную по одному по площадке. На слова «Найди свой калач!» возвращаются в свой круг. При повторении игры игроки могут меняться местами в кругах.

Игра «Золотые ворота»

Проходите господа

В золотые ворота.

Первой мать пройдёт

И детей проведёт.

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

Ход игры.

Три человека встают в круг и берутся за руки, образуя ворота. Все остальные участники цепочкой друг за другом, напевая, проходят через ворота. На последних словах ворота закрываются, и тот, кто остался внутри круга присоединяется к тем, кто образует ворота. Игра может продолжаться до тех пор, пока не останется три человека. Во время игры звучит весёлая народная музыка.

Звучать фанфары, входит гонец, читает наказ, угощает детей.

Наказ Наума – Грамотника

1. Указанное тебе учителем место береги, чужого места не занимай и товарищей своих не утесняй.

2. Книжицы ваши в добре храните. Кто книгу не бережёт, тот своей души не стережёт.

3. Помните: не стыдно не знать, а стыдно не учиться.

Логопед: Вот какой наказ дал нам Наум-Грамотник. Будем его соблюдать?

Дети: Да!

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/integrirovanaja-od-dlja-detei-s-onr-podgotovitelnaja-logogrupa-den-nauma-gramotnika.html

14 декабря День Наума – Грамотника: история праздника, обычаи, традиции и приметы

День наума грамотника молитва

Святой Наум всякого наведёт на ум

Доброго времени суток, друзья. Очень странно получается у меня с декабрем: что ни статья, то праздник. Но мимо них пройти совершенно невозможно! Очень интересно.

Фольклор всегда безумно интересен, там можно найти объяснение многим вещам. А декабрьские праздники – это что-то с чем-то! Начало года, сами понимаете.

Я от одного только Йоля обалдела (ребята, потом расскажу, так что подписывайтесь на блог).

Но в этой статье я не стану говорить о фундаментальных вещах, которые легли в основу современных традиций и празднований.

Сегодня речь пойдет о малоизвестном (или, по крайней мере, не таком известном, как Святки), но уникальном празднике — Дне Наума-Грамотника.

И уникален он потому, что посвящен не сельскохозяйственным работам или наблюдениям за погодой, как большинство других праздников, а знаниям. Это еще раз доказывает нам, что не хлебом единым жив человек.

В народном календаре этот день так же называется: День Наума, Наум Грамотник, День пророка Наума, Наумов день, Мудрый день или просто – Грамотник.

Кто такой Наум-Грамотник?

Покровитель грамотных людей пророк Наум, жил в 7-ом веке до Рождества Христова, и являлся одним из двенадцати, так называемых, малых библейских пророков. На самом деле, нам мало, что известно о жизни этого старца. Считается, что родился он в Северном Израиле в селе Елкоша, а умер в возрасте 45-ти лет. Похоронен на Родине.

Однако, уверенностью можно судить лишь о том, что был очень ученым, мудрым человеком, радетелем за всеобщее просветление, можно сказать. Одна из его книг (написана примерно где-то между 663 и 612 гг до н.э.) включена в Ветхий Завет, по ней мы можем судить о характере человека, его политических взглядах и мировоззрении.

Прославился пророк Наум тем, что имел дар предвидения, и в своей Книге пророчеств предсказал гибель Ниневии — столицы Ассирийского царства. Наум считал, что жители этого города вели слишком греховный образ жизни и были не правы в том, что критиковали Единого Бога, за что их, в общем-то, и ждала кара. Так и вышло.

Имя Святого переводится, как «Утешитель», но русские крестьяне переиначили его в покровителя ума и грамоты, путем простого созвучия – «на ум». Так и говорили: «Наум наставляет на ум».

Обычаи и традиции Наумова дня

Издревле на Руси 14 декабря считался днем науки и просвещения, а плюс ко всему еще и началом учебы у крестьянских детишек. Вот современные школьники-то огорчатся: раньше с декабря в школу шли, а сейчас… эх-эх.

Но этому есть объяснение, причем вполне логичное: раньше, дети трудились почти так же усердно и много, как и взрослые.

Им приходилось помогать в поле и по хозяйству, и только в декабре у них появлялось немного «лишнего времени», которое и тратили на учебу.

Отношение к учебе раньше было другое, совсем другое (о школах на Руси я обязательно напишу). Но обычаи и традиции Наумова дня касаются не только ученья и грамоты, но и просветления ума. Судите сами:
  1. В День Наума-Грамотника на Руси особое почтение оказывалось учителям. Так, отправляя детей в школу родители снабжали их гостинцами для преподавателя. Чаще всего подарками служили каравай, лукошко яиц, связка баранок, пшенная или гречневая каша, вышитый рушник. Реже – и деньги. Хорошим тоном считалось пригласить учителя в гости, сажать за щедро накрытый стол и всячески благодарить.
  2. Детям полагалось трижды кланяться в ноги наставнику (и не только 14 декабря, а перед началом каждого занятия).
  3. В первый день занятий школяров (всех без исключения) нужно было трижды ударять розгами. Конечно, символически, но таков обычай. Неслучайны поговорки:
    • В Наумов день аз, буки – бери указку в руки, фита, ижица – плетка близится.
    • Сына грамоте учи, уму-разуму учи, как учили нас, учи- чаще плеткою хлещи!
  4. Матери в День Наума должны были причитать над судьбой своего дитятки. Странно, но это доказывало их любовь и заботу, ведь ученье в школе — являлось сложным делом, а телесные наказания на Руси для школяров не были редкостью.
  5. Так же, женщины в этот день выпекали лепешки в виде монет, считалось, что они принесут удачу и счастье. А в 8-м веке выпекали специальную азбуку дня детей, так их приобщали к знаниям и учению.
  6. Также, родители варили горшок каши и выносили его во двор дома. Затем, будущий ученик брал палку и бил по горшку. По брызгам каши можно было судить о будущей учебе: если брызги далеко летели, то это считалось хорошим признаком. Мол, учеба будет даваться легко, а желание развиваться ученика не покинет. Если же брызги летели не далеко, то все наоборот — ученик будет не способным к знаниям.
  7. Помимо школ, детей так же отдавали на обучение к ремесленникам. Называлось это «заучивание». Заканчивалось такое обучение тоже 14 декабря. Это было началом собственной трудовой деятельности, имело название «вызволение от обучения» и, естественно, отмечалось.
  8. В этот день ранним утром полагалось ходить в церковь и молиться о том, чтобы Наум вразумил либо кого-то из близких, либо самого просящего. Как видите, касалось это не только детей школьников, а всех. Так же, можно было попросить, чтобы рассудительный Святой подсказал выход из сложной ситуации.
  9. Наши предки считали, что именно в Мудрый день, нужно начинать важные дела. Дескать, пророк Наум подскажет, как правильно это сделать, что даст наилучший результат.

Сегодня этот церковный праздник уже не так почитаем, однако все равно отмечается — в младшей школе и детских садах. Детишкам показывают целые презентации рассказывают о традициях празднования Дня Наума-Грамотника, читают стихи.

Наумов день: приметы

Как и любой другой праздник народного календаря, Наумов день был отмечен определенными приметами:

  • Холодный ветер с севера 14 декабря являлся предзнаменованием похолодания.
  • Переливающиеся на небе звезды сулили вьюгу.
  • Если собаки во дворах глухо лаяли, то это считалось знаком к надвигающемуся снегопаду.
  • Плывущие против ветра на небе облака тоже были признаком похолодания.
  • Месяц «в рукавицах» (обрамленный свечением) считался предвестником морозов.
  • Рожденные в День Наума-Грамотника, в будущем делали хорошую карьеру и обладали высоким интеллектом.
  • А музыканты считали, что освященные в этот день в храме инструменты будут долго служить хозяевам, а звучать станут бесподобно.

Видите, друзья, и вроде небольшой праздник, а сколько всего интересного. На этом, я наверное, буду с вами прощаться. Удачи вам, и просветления =)

Источник: https://pearative.ru/stati/den-nauma-gramotnika/

Молодость 35+

День наума грамотника молитва

1. Выберите правильный вариант:

А. заведующая библиотекой / библиотеки;

Б. согласно приказу / приказа;

В. выходить / сходить на остановке;

Г. актовый зал с девятистами пятидесятью / девятьюстами пятьюдесятью местами.

    2.Отметьте предложения, не содержащие речевых ошибок; исправьте ошибки:

А. Сколько можно народ пользовать?

Б. Петербургский Губернатор Валентина Матвиенко присутствовала на совещании.

В. Здесь нет как бы лентяев, все занимаются своим делом.

    3. Выберите правильную форму родительного падежа множественного числа:

А. нет яблок/ яблоков;

Б. пять помидор/ помидоров;

В. пара чулок/ чулков;

Г. нет сидений/ сиденьев;

Д. детских носок / носков.

   4. Вставьте, где необходимо, пропущенную букву:

преце…дент; инци…дент; по…скользнуться; э…скаватор; э…скалатор; ина…гурация; юрис…консульт.

   5. Вставьте пропущенные буквы:

А. На улице изморо…ь – надень плащ.

Б. Утром на крышах изморо..ь под солнцем сверкает.

В. На столе впереме…ку лежали разные пуговицы.

Г. Мальчики и девочки сидели за столом впереме…ку.

   6. Какое из словосочетаний имеет значение, указанное в скобках:

А. Неуместная похвала / неуместная похвальба («неуместное восхваление своих собственных достоинств»).

Б. Старый адресант / старый адресат («прежний получатель писем»).

В. Молодой парламентер / молодой парламентарий («молодой человек, уполномоченный одной из воюющих сторон вступить в переговоры с неприятелем»).

Г. Новый этюдик / новый этюдник («новая небольшая доска, на которую, живописец помещает бумагу, холст, когда пишет этюды»).

   7. Соотнесите слова и соответствующие им толкования значений:

Индеец        живущий в Индии

Индиец        не каждый житель Индии, а лишь тот, кто исповедует религию «индуизм»

Индус           коренной житель Америки

   8. Выберите правильный вариант сочетания в следующем предложении: «Приказ подписал (н…)кто иной, как сам директор»:

А. никто иной.

Б. некто иной.

В. ни кто иной.

Г. не кто иной.

Посмотреть ответы

Ответы.

1. А. Заведующая библиотекой. Б. Согласно приказу. В. Выходить на остановке Г. Актовый зал с девятьюстами пятьюдесятью местами.

2. Б.

3. А. Нет яблок. Б. Пять помидоров. В. Пара чулок. Г. Нет сидений. Д. Детских носков.

4. Буквы пропущены в следующих словах: инаугурация, экскаватор. В остальных словах пропущенных букв нет.

5. А. Изморось. Б. Изморозь. В. Вперемешку. Г. Вперемежку.

6. А. Неуместная похвальба. Б. Старый адресат. В. Молодой парламентер. Г. Новый этюдник.

7. Индеец – коренной житель Америки. Индиец – житель Индии. Индус – не каждый житель Индии, а лишь тот, кто исповедует религию «индуизм».

8. Г.

Источник: http://molodost35.ru/archives/7194

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.